Одним из самых заметных событий года стало обретение Польшей нового президента — Бронислава Марии Коморовского.
Он родился 4 апреля 1952 г. в местечке Оборники-Слёнске на юго-западе Польши. Мало какой из современных политиков может похвастаться такой родословной. Знатнейшее происхождение, древний фамильный герб, наличие родственной связи с бельгийской королевской семьёй. Казалось бы, блестящее будущее ему обеспечено. Но не в социалистической Польше 50-х гг., где руководство страны смотрело на потомков особо знатных родов косо. И путь к власти им был практически заказан.
Аристократ и ярый католик Коморовский с юных лет был в оппозиции к коммунистическим властям. Ещё в школе он стал завсегдатаем диссидентских кружков, с 16 лет он активно участвовал в митингах протеста, в 19 первый раз подвергся аресту за антикоммунистическую деятельность. Впрочем, из тюрьмы он вышел, поступил на исторический факультет Варшавского университета, который и окончил в 1977 г.
Сойдя со студенческой скамьи, Коморовский окунулся в оппозиционную деятельность. Он создал целую сеть подпольных библиотек в школах и вузах Варшавы, издавал газеты и журналы. В ноябре 1979 г. Коморовский участвовал в уличной акции протеста, организованной оппозиционным "Движением в защиту прав человека и гражданина". За это отсидел месяц в тюрьме.
Читайте: Поствыборный польский "триллер" сенсаций не стал
Краткосрочное заключение не изменило взглядов будущего президента. В 1980 г. он вступил в независимый профсоюз "Солидарность". В 1980–1981 гг. на фоне экономического кризиса он становился всё популярнее, антикоммунистические собрания — всё многочисленнее и радикальнее. По стране ползли слухи то о введении советских войск для восстановления "социалистической законности", то о грядущей антикоммунистической революции.
Стремясь не допустить развития событий по экстремальному сценарию, руководитель Польши Войцех Ярузельский в декабре 1981 г. ввёл военное положение и запретил "Солидарность". Коморовскому пришлось несладко. Его на полгода задержали, а в середине 1982 г. выслали из Варшавы. Он поселился в местечке Непоколянув, где преподавал историю в католической семинарии и продолжал свою оппозиционную деятельность.
В середине 80-х гг. Коморовский стал видным теоретиком либерально-консервативного крыла "Солидарности". Он полагал, что религия и семейные ценности должны после падения социализма лечь в основу польской национальной идеи. Собственно говоря, вряд ли другое мог говорить и писать известный своей набожностью человек, который обзавелся к концу 80-х гг. крепкой семьёй с пятью детьми.
В 1989 г. социализм в Польше пал, и перед диссидентом со стажем, интеллектуалом-католиком и аристократом Коморовским открылись отличные перспективы оказаться на самых высоких государственных постах. Однако, несмотря на богатую биографию борца с социализмом, сразу этого сделать не удалось.
Яркой харизмой наш герой не отличался, а в Польше исторически востребованы именно наделённые ею вожди. Три предшественника Коморовского — Лех Валенса (1990-95 гг.), Александр Квасьневский (1995-2005 гг.) и Лех Качиньский (2005-2010 гг.) — принадлежали к их числу. Так что пришлось Коморовскому долго оставаться в тени других политиков.
В 1989–2000 гг. он сменил множество партий и должностей. Побывал главой аппарата министерства по связям с политическими организациями, генсеком (но не лидером) партий "Демократический союз" и "Союз Свободы", депутатом Сейма от различных правоцентристских объединений. Политиком общенационального масштаба Коморовский не был вплоть до рубежа веков, когда стал министром обороны в правительстве, возглавляемом нынешним председателем Европарламента Ежи Бузеком. (Этот пост он занимал в 2000–2001 гг.)
В 2001 г. будущий президент стал одним из основателей либерально-консервативной партии "Гражданская платформа". Но снова ведущая роль была не у него, а у нынешнего премьера Дональда Туска, который все последующие годы считался безусловным лидером партии.
Именно тогда сформировались внешнеполитические взгляды Коморовского, которых он придерживается и по сей день. Назвать его пророссийским политиком нельзя. Он приветствовал вхождение Польши в НАТО и Евросоюз, углубление европейской и евроатлантической интеграции. Коморовский был в числе сторонников размещения в Польше элементов американской ПРО. Он призывал Россию сказать "всю правду" о расстреле в 1940 г. польских офицеров в Катынском лесу. Собственно говоря, о том же говорил и его предшественник Лех Качиньский.
Однако были у них и расхождения. Так, Коморовский выступал за принятие Евроконституции и Лиссабонского договора, а Лех Качиньский (как и его брат-близнец Ярослав) — против. Близнецы видели в усилении власти ЕС угрозу польской государственности. Кроме того, Коморовский выступал за развитие нормальных, прагматичных отношений с Россией и Германией. Качиньские же, спекулируя на исторических претензиях, довели их до крайне низкого уровня.
С конца 2001-го и до апреля 2010 г. нынешний президент работал в Сейме. Первые четыре года — на должностях заместителя председателя ряда комитетов. В 2005–2007 гг. — вице-спикером Сейма. "Гражданская платформа" была оппозиционной партией, и рассчитывать на большее Коморовский не мог. И мало кто верил в его способность пробиться к вершинам власти. Но…
В 2007 г. в Польше прошли досрочные выборы в Сейм. Убедительную победу одержала "Гражданская платформа". Туск стал премьер-министром, а Коморовский — председателем Сейма. Недоставало только президентского поста — его занимал их политический противник, один из лидеров (наряду с братом) партии "Право и справедливость" Лех Качиньский.
В начале 2010 г. было объявлено, что кандидатом в президенты Польши от "Гражданской платформы" на выборах, намеченных на осень этого года, станет Коморовский. В Польше господствовало мнение, что Туску, конфликтовавшему с Качиньским, нужен был лояльный человек в президентском кресле.
Туска-президента общество могло не принять. Ведь он — "не совсем поляк", а выходец из этнической группы кашубов, среди которых много протестантов, и в диалекте которых сильно немецкое влияние. Для католического и достаточно националистически настроенного населения Польши этот фактор очень важен. Пришлось остановиться на кандидатуре Коморовского.
Проявил бы себя пан Бронислав как публичный политик в схватке с такими яркими ораторами, как Лех и Ярослав Качиньские, — вопрос. Многие польские эксперты отвечают на него отрицательно. И тут в дело вмешался рок…
10 апреля под Смоленском разбился самолёт Ту-154 президента Качиньского. По конституции обязанности президента в таких случаях возлагаются на председателя Сейма. То есть, Коморовского. Были назначены досрочные выборы главы государства, и 4 июля во втором туре Коморовский опередил Ярослава Качиньского и стал девятым (с 1918 г.) президентом Республики Польша.
До сих пор многие поляки не понимают: как вроде бы невзрачному Коморовскому удалось стать президентом? Возможно, разгадка как раз и кроется в отсутствие харизмы. Его яркие предшественники не достигли больших успехов. Пришло время сменить тип руководителя, и Коморовский показался почти идеальным антиподом своего предшественника.
И теперь именно у аристократа Бронислава Коморовского есть шанс на позитивный "прорыв". И во внутренней, и во внешней политике Польши.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.