Вацлав Клаус — президент небольшой 10-миллионной Чехии. Но он смог сделать так, что и о его стране, и о нём лично заговорили далеко за её пределами. Чего стоит только история с основополагающим документом ЕС — Лиссабонским договором, когда судьба всей единой Европы зависела от чешского президента. А ведь было и многое другое.
Клаус родился 19 июня 1941 г. в Праге. В 1963 г. он окончил Высшую школу экономики, поступил на работу в Институт экономики Чехословацкой академии наук. Там будущий президент окончил аспирантуру и защитил диссертацию. Он получил возможность стажироваться в Италии и США. И на практике сравнить, какие недостатки имеет экономика социалистической Чехословакии по сравнению с ведущими странами Запада.
Выводы оказались не в пользу родины. И когда в 1968 г. в Чехословакии раздались призывы к большей открытости экономики и демократизации, Клаус на них откликнулся. Он печатался в оппозиционных журналах, призывал к реформам. После того, как в августе "пражская весна" была подавлена танками стран Варшавского договора, во всех чехословацких госучреждениях началась чистка от "ненадёжных" элементов. И в 1970 г. Клауса уволили из Института экономики.
Впрочем, считать его записным диссидентом не стоит. Будущий чешский президент никогда не сидел в тюрьме, после увольнения попал в Госбанк, где работал с 1971 по 1987 гг. Однако путь наверх для "проштрафившегося" экономиста был заказан. Так бы и сидел он на невысоких должностях в Госбанке или Институте прогностики Чехословацкой академии наук (куда перешёл в 1987 г.), если бы в конце 80-х гг. социализм в стране не рухнул.
В 1989 г. Клаус вступил в движение "Гражданский форум", которое стало главной движущей силой "бархатной революции", приведшей к отстранению коммунистов от власти. Он был одним из авторов экономической программы "Форума", которую начал реализовывать в 1990 г., став при президенте Вацлаве Гавеле сначала министром финансов Чехословакии, затем и вице-премьером.
Читайте: Президент Чехии угрожает единству Евросоюза?
В 1992 г. основанная Клаусом после распада "Форума" Гражданско-демократическая партия победила на выборах в Чехии. Но в Словакии верх взяли силы, поставившие целью создание независимого государства. Став чешским премьером, Клаус был вынужден вести переговоры об условиях распада Чехословакии. И преуспел в этом. Развал единого государства на рубеже 1992-1993 гг. прошёл мирно и практически безболезненно. Настолько, что чехи и словаки до сих пор считают друг друга братскими и самыми близкими народами.
В 1993–1997 гг. Клаус руководил чешским правительством, и его имя прогремело на весь мир. Всё потому, что премьеру удалось провести самые успешные реформы при переходе от социализма. Преобразования в Чехии шли медленнее, чем в соседних странах, чтобы не возникла большая пропасть в доходах между богатыми и бедными. Этого и не случилось. Число людей, живущих за чертой бедности, не превышало в Чехии двух процентов. Разительное отличие от Польши и, тем более, России.
Приватизация также прошла успешно. Сотни тысяч чехов стали владельцами и акционерами предприятий. То, что чешские ваучеры были не на предъявителя (как в России), а именные, уменьшило возможность манипуляций с этими ценными бумагами (хотя они тоже были, но не в таких масштабах, как в РФ). Чехия (и этим она отличается от других бывших соцстран Европы) сохранила промышленный потенциал и осталась в числе видных экспортёров оружия, автомобилей, другой машиностроительной продукции. Сельское хозяйство также успешно преодолело период реформ.
Огромная заслуга в том, что страна завоевала место под капиталистическим солнцем, принадлежала Клаусу. В мире заговорили о "чешском экономическом чуде". В 2005 г. Всемирный банк признал Чехию развитой страной (среди бывших государств соцлагеря такого звания удостоилась ещё только Словения, отколовшаяся от Югославии).
Имея такой багаж достижений, Клаус обеспечил себе долгое пребывание в большой политике. Уйдя в 1997 г. с поста премьера, он возглавил нижнюю палату парламента (1998-2002 гг.). А после того, как в начале 2003 г. завершился второй президентский срок Вацлава Гавела, Клаус стал президентом. Спустя пять лет его переизбрали. И чешский лидер опять не раз заставил говорить о себе далеко за пределами своего государства.
Внешнеполитические взгляды Клауса сотканы из противоречий. Так, являясь сторонником свободного рынка и глобализации в экономике, он выступаетза сохранение полного суверенитета Чехии, а также против укрепления наднациональных образований вроде ЕС и передачи им полномочий от национальных государств. Когда в начале 90-х гг. чешская элита пела дифирамбы Евросоюзу, Клаус назвал его "неудачной попыткой ускорить процесс европейской интеграции".
Неоднозначно отношение чешского лидера к США и НАТО. В начале 90-х гг. он был ярым сторонником вступления Чехии в Североатлантический альянс. Однако это не помешало Клаусу критиковать бомбардировки Югославии в 1999 г., американское вторжение в Ирак четыре года спустя, признание Западом независимости Косово в 2008-м. Удивительно, но после таких демаршей он сумел сохранить нормальные отношения с Вашингтоном.
Отдельная тема — отношение чешского президента к России. Будучи западником и критиком социализма, Клаус не стал русофобом. При нём отношения между двумя странами, находившиеся после краха коммунизма на точке замерзания, оживились.
Чешский лидер многократно встречался с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Клаус всячески призывал соотечественников строить отношения с Россией, избавившись от комплексов, связанных с подавлением "пражской весны". Он подчёркивал решающую роль СССР в разгроме нацизма. На встречах с российскими коллегами президент Чехии всегда говорил по-русски.
После войны в Южной Осетии Клаус фактически поддержал Россию, призвав западных коллег не вешать на неё ярлык "агрессора" до тех пор, пока не выяснятся все детали. Особый разговор — история с несостоявшимся размещением в Чехии радара системы ПРО США. Чешский президент первоначально был склонен поддержать появление этого объекта. Но увидев, что Россия выступает резко против этого плана, Клаус перестал высказываться в поддержку данной идеи.
Чудеса дипломатии проявил чешский президент в отношениях с Германией и Австрией. Многие политики этих стран требуют от Чехии отменить постановления 1945-1946 гг. о выселении сотрудничавших с нацистами трёх миллионов чешских немцев и конфискации их имущества ("декреты Бенеша"), а также возместить изгнанным многомиллионные материальные потери.
Клаус категорически противится отмене послевоенных постановлений, видя в них угрозу германского реваншизма. Тем не менее, президенту удалось выстроить с немецкоязычными соседями нормальные отношения: Чехия и Германия подписали специальную декларацию, снимающую данный вопрос с официальной повестки дня. С Австрией подобного достичь не удалось, но и с ее руководителями у президента Чехии сложились нормальные отношения.
Единственное, что у Клауса существует "взаимная аллергия" с Евросоюзом. Чешский президент никогда прямо не выступал против вхождения его страны в ЕС. Но он противился тому, чтобы национальные органы власти передавали слишком много полномочий Еврокомиссии и Европарламенту. По этой причине Клаус в 2004–2005 гг. отказался подписывать Конституцию ЕС, фактически превращавшую Евросоюз в супергосударство с флагом, гимном и общим для всех 27 стран президентом.
На смену Евроконституции в 2007 г. пришёл Лиссабонский договор. Из него изъяли упоминание о флаге и гербе ЕС. Однако положение о президенте Евросоюза осталось, да и органы власти ЕС всё равно усиливали своё влияние. К осени 2009 г. документ ратифицировали 26 стран-членов Евросоюза, обе палаты парламента Чехии. Для того, чтобы договор вступил в силу, нужна была лишь подпись Клауса. Но чешский президент "взял в заложники" всю Европу.
Он отказался подписывать документ, усмотрев в его содержании угрозу суверенитету Чехии. Клаус сослался на приложенную к договору Хартию прав и свобод человека, благодаря которой выселенные после войны немцы могли потребовать возвращения имущества и вчинить Чехии многомиллионные иски. Пришлось лидерам ЕС в конце октября 2009 г. собираться на срочный саммит. И лишь после того, как Клаус добился того, чтобы на его страну не распространялась вышеозначенная хартия, Лиссабонский договор был подписан.
Вацлав Клаус — политик, доказавший многое. Сначала — что развал страны и переход от социализма к капитализму вовсе не означает тяжких потрясений. А затем то, что небольшое государство способно быть не только объектом, но и субъектом мировой политики. В отношениях с сильными мира сего (вроде США, Германии и Евросоюза) чешский лидер не боялся занимать отличную от них позицию. И в итоге заставил считаться со своей страной.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.