Кто разрубит кипрский "узел"?

16 августа 1960 г. была образована Республика Кипр. Все 50 лет ее существования были омрачены конфликтом между греческим и турецким населением острова. Нерешенность кипрской проблемы отрицательно сказывается не только на взаимоотношениях между Грецией и Турцией, но и на перспективах вхождения последней в состав ЕС.

Напомним, что эскалация конфликта произошла в июле 1974 г., после очередной вспышки насилия между греками, коренными жителями острова и турками. Турция ввела туда войска, которые до сих пор контролируют почти 40 процентов острова, а именно его северную часть.

Однако греки считают Кипр исключительно "своим". И это не случайно. Освоение острова греческими колонистами началось еще во втором тысячелетии до нашей эры. Взять хотя бы тот же город Пафос, в районе которого, согласно легенде, и родилась богиня красоты и любви Афродита.

Турки же появились на острове гораздо позднее, во время Османских завоеваний в XVI веке. А именно в 1571 г., когда они захватили его у венецианцев. Вместе с турецкими войсками на Кипр пришли и поселенцы, потомки которых живут на севере острова и сегодня.

Однако Османской империи пришлось расстаться с островом в 1878 г. после неудачной для нее русско-турецкой войны 1877-78 гг. По сути, Порта передала Кипр Англии как плату за заступничество перед Россией, войска которой в феврале 1878 г. стояли напротив самого Стамбула.

В 1960 г. Лондон решил предоставить Кипру независимость. Разумеется, греческая и турецкая община тут же вспомнили историческую вражду. В итоге остров раскололся "по национальному принципу". На севере была образована "Турецкая Республика Северного Кипра".

Греков-киприотов, не желающих ее признавать, поддерживают собратья с исторической родины. По этой причине двусторонние отношения между Анкарой и Афинами, мягко говоря, оставляют желать лучшего, и дело едва не доходило до масштабных вооруженных столкновений.

Кипрскую ситуацию комментирует для "Правды.Ру" эксперт сектора Турции Института Востоковедения РАН Инна Иванова: "Многое объясняется историей. Кипр в 1960 г. получил независимость, гарантами которой выступили Великобритания, Греция и Турция. В связи с этим приняли и соответствующую Конституцию, по которой здесь были два президента — греческий и турецкий. Это создавало неудобства в управлении. Англичане выступили за раздел острова по национальному принципу, тогда как греки-киприоты выступили за присоединение к Афинам. Чему, естественно, воспротивилась Турция. Возник и вопрос, что делать со смешанными поселениями.

Эскалация конфликта приходится во время прихода к власти в Греции режима "черных полковников", которые отнеслись благосклонно к идее греков-киприотов стать частью Греции. В свою очередь, турки потребовали помощи от Великобритании как от одного из гарантов. Поскольку англичане к этим требованиям остались инертны, в 1974 г. Анкара ввела войска на север Кипра.

После этого ситуация вступила в фазу вялотекущего конфликта и неэффективных переговоров. Этому в немалой степени способствовала кончина позитивного греческого лидера Макариса.

В 2004 г. генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выработал новый план урегулирования, подразумевавший проведение референдума на севере и юге страны. Однако он был провален, поскольку греки выступали за единый Кипр, а турки отстаивали существование Кипрской Турецкой республики. И хотя конфликт урегулировать так и не удалось, южную часть острова, населенную греками-киприотами, приняли в ЕС.

Возможность применения к турецкой части Кипра Косовского сценария очень сильно напугала греков. В результате в феврале 2008 г. на местных выборах наиболее активные сторонники присоединения к Греции потерпели поражение, и во главе "их" части острова стал более гибкий президент-коммунист. И тогда между греческой и турецкой частями Кипра наметился путь к сближению".

Но старые противоречия никуда не делись. Поэтому говорить о возможном урегулировании конфликта было преждевременно. В числе главных камней преткновения не только вопрос присутствия турецких войск на Кипре, но и ситуация с греческой собственностью, оставленной беженцами-киприотами в разгар конфликта.

По сути, в настоящее время греческий Кипр пребывает в состоянии войны с Турцией. И пока греки-киприоты блокируют через Совет министров ЕС оказание финансовой помощи оккупированному турками северу острова, Анкара отвечает им взаимностью, не признавая греческую Республику Кипр и не предоставляя кипрским самолетам и судам доступа на свою территорию.

Это наносит огромный урон экономике острова: самолеты "Кипрских авиалиний" в результате делают большой крюк, чтобы обогнуть Турцию. Терпит огромные убытки кипрский торговый флот, являющийся одним из крупнейших в мире .

Читайте также: "Сценарий" острова Кипр для полуострова Крым

В любом случае, с экономической точки зрения греческая Республика Кипр выглядит более состоявшейся. По уровню жизни южная часть острова в четыре раза богаче северной. Основная часть доходов острова идет за счет туризма. В этом плане его южная часть выглядит гораздо более привлекательно, чем северная. Развить собственную туристическую инфраструктуру здесь туркам проблематично. В том числе из-за того, что Турецкая Кипрская Республика никем не признана, а также из-за ограничений, введенных греками на ее посещение. Чтобы попасть на север острова, надо лететь через Турцию.

Еще более крепкие позиции греков-киприотов в плане политическом. Кроме Турции их республику признает почти весь мир, чего не скажешь о непризнанном турецком северном Кипре.

Что же касается перспектив мирного урегулирования, то вероятно, придется смириться с невозможностью решить кипрскую проблему, копившуюся даже не годами, а столетиями. Для Анкары этот вопрос очень болезненный. Что означало бы для нее признание греческой Кипрской Республики? То, что она отказывается от поддержки Турецкой Кипрской Республики и выводит оттуда свои войска, оставляя живущее там турецкое население на произвол судьбы.

Разумеется, значительная часть населения Турции воспримет это как предательство национальных интересов. Но сегодня такая постановка вопроса невозможна в принципе. Нынешнее турецкое руководство в лице премьера Тейипа Эрдогана и президента Абдуллаха Гюля напротив, все чаще выступает с радикальных позиций практически по всем азимутам своей внешней и внутренней политики, начиная от поддержки Газы и кончая укреплением ислама в обществе.

Не склонны сдаваться по этому вопросу ни греки-киприоты, ни их собратья из Афин. Таким образом, ситуация продолжает находиться в тупике. Греки считают турок оккупантами и требуют возвращения им северной части острова и надеются на возвращение утраченной в 1974 г. собственности.

Но вряд ли эти надежды исполнятся в обозримой перспективе. Север острова интенсивно заселяют выходцы из Турции. Причем диалога между греческой и турецкой общинами практически нет.

Причем те и другие называют оппонентов врагами. Например, на контрольно-пропускных пунктах с греческой стороны можно увидеть стенды с надписью в духе: "Отдохните на севере, где существует расовая чистота и настоящий апартеид при виде разрушенных церквей и разграбленных домов". И это не пустые слова. Греки возмущаются тем, что турки превратили крупнейший христианский храм Кипра собор Святой Софии в мечеть.

Не менее яростная пропаганда наблюдается и с противоположной стороны. На турецком КПП висят стенды с фотографиями, запечатлевшими сцены "бесчинств греческих киприотов над турками-киприотами до 1974 года". Создается впечатление полной нетерпимости. По накалу противостояние приблизительно такое же, как у азербайджанцев и армян в Карабахском конфликте.

В любом случае, нерешенность Кипрской проблемы отрицательно сказывается не только на взаимоотношениях между Грецией и Турцией, но и на перспективах вхождения последней в состав ЕС. И Анкара, кажется, готова этим пожертвовать ради сохранения своего присутствия на Кипре, являющемся стратегически важным пунктом и позволяющем держать под контролем всё восточное Средиземноморье.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить