Во Франции разворачивается настоящая борьба за соблюдение мусульманами светских законов страны. Министр внутренних дел Брис Ортфе на днях предложил высылать из страны тех, кто допускает и пропагандирует многожёнство, женское обрезание и "другие серьёзные нарушения".
Поводом для столь жёсткого заявления стала история с допросом в полиции выходца из Алжира, имеющего французское гражданство. Ему вменялось в вину регулярное уклонение от выплаты алиментов на детей, рождённых от четырёх разных женщин. Алжирец, в свою очередь, множил свое потомство в полном соответствии с мусульманским правом, разрешающим иметь четырёх жён.
Но французские законы больше одной супруги не признают, а потому детям от других женщин причитаются алименты. И, комментируя эту историю, Ортфе заявил, что алжирца необходимо лишить французского гражданства в рамках "национальной войны с беззаконием".
Слова главы МВД кажутся поистине революционными. Дело в том, что данную меру предполагается распространить не только на уроженцев мусульманских стран, но и на тех, кто родился во Франции. По мнению Ортфе, желающих руководствоваться не светскими французскими законами, а религиозными обычаями предков, надо отправлять на историческую родину.
Читайте: Что скрывает "французская" паранджа
Отметим, что в последние годы власти Франции развернули борьбу с религиозными символами и традициями, противоречащими светским устоям республики. Так, в 2004 году был принят закон о запрете ношения ярко выраженных религиозных символов в учебных заведениях. Мусульманские организации, отстаивавшие право девушек ходить на занятия в платках, устроили несколько волн протеста. Но закон всё-таки вступил в силу.
А уже в июле этого года нижняя палата парламента Франции приняла закон о запрете на ношение паранджи в общественных местах. Необходимость ограничить хождение в одежде, полностью скрывающей лицо и фигуру, объяснялось мерами безопасности. За появление в парандже в публичном месте женщинам теперь грозит штраф, а мужчинам, принуждающим их к ношению такой одежды, светит до года тюрьмы.
Введение ограничений может быть чревато для Франции неприятностями. Мусульмане составляют, по разным данным, от 9 до 12 процентов её 60-миллионного населения. И если паранджу носят едва ли несколько тысяч женщин, то тайных многожёнцев в стране явно больше. Поэтому запрет на эту норму законов шариата могут воспринять в штыки сотни тысяч человек. И протесты могут носить отнюдь не мирный характер.
Кстати, Франция оказалась не единственной страной Европы, где в последние дни обсуждается возможность ограничений на мусульманские символы. 10 августа министр образования Швеции и лидер Либеральной партии Ян Бьорклунд призвал закрепить право директоров школ и ректоров вузов запретить ношение паранджи и "иных головных уборов, полностью закрывающих лица". Вероятность того, что данный закон будет принят, высока — партнёры Бьорклунда по правящей коалиции идею поддержали.
Как и в случае с Ортфе, шведский министр выступил со своим предложением, откликаясь на конкретную историю. Девушку-мусульманку выгнали с курсов по подготовке воспитателей детских садов, поскольку она отказалась выполнить указание начальства и снять паранджу. Она пожаловалась местному уполномоченному по правам человека. Дело тянется полгода, решения нет. И министр Бьорклунд пытается создать законы, способствующие решению спора не в пользу истицы.
Не отстают от Франции и Швеции и другие европейские страны. 29 апреля нижняя палата парламента Бельгии приняла поправки в уголовный кодекс, где вводилось наказание на запрет паранджи. Депутаты объяснили введение такой меры необходимостью "уважения наших ценностей". В июне аналогичное решение принял Сенат Испании. Он запретил "все обычаи и традиции, ограничивающие свободу женщин".
Можно также вспомнить, что несколько лет назад Италия и Голландия, а также некоторые федеральные земли Германии ввели запрет на ношение мусульманской женской одежды в учебных заведениях. А в Швейцарии в ноябре прошлого года состоялся референдум, большинствоучастников которого высказались за запрет на возведение в стране минаретов. Похожие законопроекты и референдумы то и дело предлагают провести в Австрии, Дании, других странах ЕС.
Мотивировка везде одна: страх перед мусульманским нашествием и сохранение у Европы своей культурной идентичности. По данным Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), сегодня мусульмане составляют четыре процента населения Европы, но уже через 40 лет их может быть уже 50 процентов. Больше всего мусульман во Франции (4 млн, но многие считают цифру заниженной), Германии (3,4 млн.), Британии (свыше 1,5 млн), Италии (1 млн), Голландии и Швейцарии (по 700 тыс).
Большинство европейских мусульман ведут законопослушный образ жизни. Многие из них порвали с религией предков, практически не ходят в мечети. Но иные как жили по законам шариата, так и живут. Вопреки европейским законам, они заводят себе новых жён, пренебрегают местными нормами. Так, недавно правоверные постелили коврики для молитвы прямо посреди одной из парижских улиц. А в Вене в день пророка Хусейна сотни шиитов истязали и бичевали себя в соответствии со своей традицией. Австрийцы были в шоке.
Многие европейские мусульмане пополняют ряды террористических групп. В некоторых мечетях Лондона, Парижа, Гамбурга идёт вербовка в ряды "Аль-Каиды". Так, участники терактов 11 сентября 2001 года в США посещали одну из мечетей Гамбурга, которую власти недавно закрыли.
В то же время острота мусульманской проблемы в каждой из стран Европы стоит по-разному. Так, большинство мусульман Германии составляют турки, степень религиозности которых ниже, чем у арабов. В Швейцарии много албанцев, большинство которых вообще не религиозны.
А той же Франции куда сложнее. Во-первых, мусульман там больше, чем в любой другой стране Европы. Во-вторых, их большинство составляют как раз арабы, относящиеся к соблюдению религиозных традиций весьма ревностно. А это, в свою очередь, противоречит жёстким светским устоям республики. Стоит ли удивляться, что именно французские власти готовы идти в борьбе с законами шариата дальше коллег из других стран?
Проблему отношений властей европейских государств (особенно Франции) с представителями мусульманской общины прокомментировал "Правде.Ру" эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.
— Именно Франция виновата в том, что она открыла дорогу в Европу выходцам из мусульманских стран. Именно она дала возможность десяткам тысяч арабов переехать на свою территорию после войны в Алжире 1954-62 гг. Далее процесс миграции жителей Северной Африки на французскую территорию был почти бесконтрольным. В итоге Париж столкнулся с тем, что иммигранты начинают по факту устанавливать свои правила игры, отличные от французских и общеевропейских ценностей.
Поскольку ситуация с мусульманским вопросом из всех европейских стран во Франции стоит особенно тяжело, её власти и решили навести порядок. Возможно, уже введённые и пока предлагаемые меры в краткосрочной перспективе и возымеют действие. Но окончательно они проблему вряд ли решат.
Французские власти хотят высылать тех французов мусульманского исповедания, которые не соблюдают законы этой страны. Но вот вопрос: куда их будут отправлять? Здесь большая юридическая сложность. Дело в том, что араб, родившийся в семье выходцев из Алжира, не может быть туда выслан, поскольку его с этой страной в юридическом аспекте ничего не связывает.
И если будут подобные прецеденты, Страсбургский суд по правам человека будет завален антифранцузскими исками. И можно говорить с большой долей уверенности о том, что Париж эти дела проиграет. В той же Германии есть подобная проблема, но в основном не с арабами, а с выходцами из Турции. Ведь многие из нынешних германских турок родились на немецкой земле, и в Турции никогда не были. Попытка выселить их наткнётся на то же препятствие, что и во Франции.
Боюсь, что предлагаемые главой МВД Франции меры ничего не дадут.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.