Европейский "тупик" для Турции

Сегодня Турция может поразить новым недугом складывавшуюся годами систему европейской интеграции, поскольку между ведущими игроками на европейском пространстве возникли серьезные разногласия по вопросу приема Турции в Евросоюз. Так Лондон и Берлин заняли диаметрально противоположные позиции по членству Турции в ЕС.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон недоволен медленным продвижением переговоров о вступлении Турции в Европейский союз и намерен отстаивать место этой страны в европейском сообществе.

"Когда я вспоминаю о том, что Турция сделала для защиты Европы в качестве члена НАТО, и что она делает сейчас в Афганистане плечом к плечу с европейскими союзниками, во мне закипает недовольство, поскольку путь Турции в Евросоюз до такой степени загроможден", — цитирует Associated Press слова председателя британского правительства, посетившего на прошлой неделе Турцию с деловым визитом.

Новый британский лидер настроен весьма решительно лоббировать интересы Турции, стремящейся к полноправному членству в Евросоюзе, несмотря на сильную оппозицию со стороны некоторых европейских стран, в особенности Франции и Германии. В то же время, очередная попытка министра иностранных дел Турции Ахмета Давудоглу убедить Германию согласиться на принятие в Европейский союз первого исламского члена опять потерпела крах.

Вице-канцлер и министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, находящийся с визитом в Стамбуле, заявил, что Турция на данный момент еще не созрела для вступления в ЕС. "Если бы этот вопрос решался сегодня, Турцию сочли бы неготовой к вступлению в Евросоюз", — отметил глава германского МИД. Ранее канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Турция должна получить статус привилегированного партнёра ЕС, но не войти в него.

Получается, что ЕС просто не хочет интегрироваться со своими "заклятыми друзьями" — бывшими Османской и Российской империями (подобная схема отношений с ЕС предлагается и России), хотя и заявляет, что мышление XIX-XX веков осталось в прошлом. Мотивируя причины отказа Анкаре в членстве Евросоюза, глава немецкого внешнеполитического ведомства старался всячески избегать категоричных формулировок.

"Мы всячески заинтересованы в том, чтобы такой стратегически важный партнер, как Турция, ориентировался на Европу", — заявил Вестервелле после многочасовых переговоров в Стамбуле с турецким коллегой Ахметом Давутоглу. "Курс Турции — это Европа", — повторил он перед журналистами на турецком языке. Однако эти дипломатические реверансы не произвели никакого впечатления на турецкую общественность.

Фото: AP

Статус "привилегированного партнера ЕС" кажется Турции недостаточной платой за ее помощь в урегулировании конфликтов в исламском мире. Поэтому существуют вполне обоснованные опасения, что позиция, занятая Берлином и Парижем в отношении полноправного членства Турции в ЕС, может оттолкнуть Анкару от США и ЕС.

Читайте: Турция — "несуществующий" партнёр ЕС

"Тейип Эрдоган — вполне самостоятельная фигура в мировой политике, и он это прекрасно понимает", — заявил радио "Голос России" руководитель Центра восточных исследований дипломатической академии МИД России Андрей Володин. И действительно турецкий лидер сумел заявить о себе как о политике, с мнением которого нужно считаться не только в исламском мире.

Британский премьер Кэмерон считает, что, приняв умеренную мусульманскую страну в свои ряды, ЕС может улучшить отношения с остальным мусульманским миром. Лондон, будучи главным союзником США в военных кампаниях в Ираке и Афганистане, крайне заинтересован в поддержке столь влиятельного исламского государства как Турция. Впрочем, существует еще одна версия, проливающая свет на откровенный лоббизм британского премьера в пользу Анкары.

Причины, по которым консерваторы США и Великобритании так настойчиво лоббируют скорейший прием Турции в ЕС, в ряде европейских СМИ объясняют желанием Вашингтона и Лондона ослабить Евросоюз. По мнению политических обозревателей, расширение Евросоюза за счет исламской страны, по масштабам и значению сравнимой с Францией, могло бы ослабить связи внутри альянса. А в этом сегодня крайне заинтересована американская дипломатия, ведь чем больше противоречий среди партнеров Евросоюза, тем легче управляться с ними по отдельности. У Лондона (с приходом к власти консервативных евроскептиков) побудительные мотивы практически аналогичные, отмечают аналитики в Париже и Берлине.

Так что "турецкий вирус" может самым серьезным образом отразиться на "здоровье Евросоюза", если учитывать, что у его дверей помимо Турции скопилась достаточно внушительная очередь из претендентов на вступление. Это Хорватия, Исландия, Македония, Албания, Черногория и Сербия. Евросоюз (со странами различной весовой категории) и без того трудноуправляемый, что красноречиво продемонстрировал греческий кризис, имеет все шансы повесить себе на шею новые проблемы.

Другая причина Берлина и Парижа опасаться Турции — демографическая. Население страны постоянно растет и уже сегодня составляет около 70 миллионов человек. Вступив в ЕС, Турция, скорее всего, получит самое многочисленное представительство в Европейском парламенте. Кроме того, противники вступления Турции в ЕС опасаются, что неравномерное экономическое развитие и свободный оборот товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в совокупности окажут вредное воздействие на их экономику.

Однако бесспорным остается факт, что Турция играет, и будет продолжать играть заметную роль на Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Поэтому лидерам европейских государств и руководству Европейского союза, принимая решение о будущих отношениях с Анкарой, следует помнить: с этой страной следует обращаться бережно!

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить