Во Франции разразился громкий политический скандал, который может самым серьезным образом отразиться на политическом будущем Николя Саркози и поставить крест на его желании баллотироваться на второй президентский срок.
Речь идет о незаконном финансировании его предвыборной кампании, в котором принимала участие владелица парфюмерно-косметической корпорации L'Oreal, самая богатая женщина Европы Лилиан Бетанкур.
До последнего времени ничто не предвещало президенту столь громких потрясений, какие вызвала чисто семейная поначалу склока между Лилиан Бетанкур и ее дочерью Франсуазой Бетанкур-Мейер.
Состояние Бетанкур-старшей оценивается в 16 миллиардов евро, и, по мнению дочери, престарелая предпринимательница не может распоряжаться им самостоятельно по состоянию здоровья. Проще говоря, Франсуаза считает мать невменяемой и намеревается доказать это в суде. Для этой цели Франсуаза организовала прослушивание телефонных разговоров матери. Записи велись в период с мая 2009 по май 2010 года дворецким мадам Бетанкур. А в середине июня их содержание просочилось в прессу. И вот тут-то из "шкафа семейки Бетакур" стали высыпаться такие "скелеты", что шум от их падения отозвался гулким эхом в Елисейском дворце.
В частности, стало известно, что госпожа Бетанкур обсуждала со своим финансовым консультантом Патрисом де Мэстром способы уклонения от уплаты налогов. Но куда более интересной для журналистов оказалась информация о том, что одной из сотрудниц де Мэстра, непосредственно занимающейся финансовыми делами предпринимательницы, оказалась Флоранс Верт — жена нынешнего министра труда Эрика Верта.
Для репутации Эрика Верта, который продолжает оставаться ближайшим сподвижником президента деталь эта, безусловно, неприятная, однако "муж за жену не в ответе". Возможно, скандал в парфюмерном семействе удалось бы локализовать, но тут неожиданно всплыла бывшая бухгалтер мадам Бетанкур, которая рассорилась со своей госпожой и теперь решила с ней поквитаться.
Мадам Клэр Т. поведала французскому порталу Mediapart, что в 2007 году 87-летняя миллиардерша передала Эрику Верту 150 тысяч евро для нужд предвыборной кампании Николя Саркози. В 2007 году в ходе предвыборной кампании Эрик Верт заведовал в штабе Саркози финансовыми вопросами. А сразу после того, как Николя Саркози стал президентом, Верт занял в правительстве пост министра по делам бюджета, на котором пребывал вплоть до марта 2010 года.
По словам Клэр Т. в 2007 году де Мэстр попросил ее снять со счета Лилиан Бетанкур 150 тысяч евро. В силу банковских ограничений, не позволявших единовременно снимать больше 50 тысяч евро в неделю, сделать это оказалось затруднительно. Когда Клэр Т. сообщила об этом де Мэстру, финансист накричал на нее и заявил, что деньги предназначены для финансирования предвыборной кампании Саркози и 50-ти тысяч не достаточно. В результате де Мэстр сам снял оставшиеся 100 тысяч со счетов Бетанкур в швейцарских банках и лично передал их Эрику Верту.
Это очень серьезное обвинение, которое выходит далеко за рамки семейной склоки Бетанкуров. Французское законодательство относится к пожертвованиям на нужды политических кампаний весьма строго. Так, сумма пожертвования от частного лица не должна превышать 4600 евро. Столь значительные деньги можно перечислить лишь безналичным путем, но при этом личность вносителя подлежит обязательному установлению. Наличными же можно пожертвовать всего 150 евро — то есть ровно в тысячу раз меньше той суммы, которую, как утверждается, Эрик Верт получил от де Мэстра.
Больше того, по некоторым данным, в обмен на эти средства члены команды Саркози пообещали Лилиан Бетанкур, во-первых, помочь избавиться от притязаний дочери, а во-вторых, обеспечить снисходительное отношение к ней со стороны налоговых органов.
Пока что эти обвинения, породившие громкий политический скандал остаются недоказуемыми. Но едва лишь откровения Клэр Т. были обнародованы, Елисейский дворец и представители министерства труда категорически их опровергли.
"Я бы очень хотел, — заявил Саркози, — чтобы страна интересовалась более серьезными проблемами […], а не окуналась бы в этот ужас, эту клевету, имеющую одну цель — очернить без всяких на то реальных оснований". Николя Саркози обвинил оппозицию в попытке подорвать процесс реформ.
Читайте также: Бурный роман Саркози и Бруни: распутство или политический манёвр?
Между тем, история о столь щедрых пожертвованиях владелицы L'Oreal лишь усугубила череду коррупционных скандалов, которые, по мнению экспертов, могут вызвать правительственный кризис во Франции.
Как известно, в воскресенье президент попросил уйти в отставку министра по делам сотрудничества Алана Жуаянде и госсекретаря по делам столичного региона Кристиана Блана, которые попались на растрате. Господин Жуаянде был обвинен в том, что якобы отдохнул на Мартинике за казенные 116,5 тыс. евро, а Кристиан Блан выделил 12 тыс. евро государственных денег на покупку гаванских сигар. И хотя Алан Жуаянде утверждал, что летал в командировку, а месье Блан был готов вернуть казне истраченные евро, спасти свои кресла им не удалось.
По данным соцопроса, проведенного агентством TNS Sofres, 64% французов считают своих политиков "в основном коррумпированными", а рейтинг президента Саркози упал до рекордного минимума. Главу государства сейчас поддерживают лишь 26% граждан, тогда как 71% опрошенных сообщили, что не доверяют ему.
Обвинения в коррупции обрушились на французское правительство в критический период, когда, по словам Николя Саркози, "государство должно служить образцом для соотечественников, подвергшихся удару кризиса".
Тем более что президент собирается проводить непопулярные экономические реформы, предполагающие, в частности, увеличение пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Отвечать за проведение этой реформы в правительстве должен был Эрик Верт. Однако теперь перспективы его пребывания в кабинете министров выглядят весьма сомнительными, хотя Верт заявил, что добровольно не покинет министерское кресло.
Впрочем, не исключено, что разрастающийся скандал может привести к падению правительственного кабинета. Тогда Эрик Верт может уйти за компанию со всеми министрами. Что же касается Саркози, то процедура импичмента конституцией Франции не предусмотрена. Но если скандал продолжит раскручиваться, Саркози недолго осталось быть хозяином Елисейского дворца.
2012 год не за горами.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.