В Бельгии подвели итоги парламентских выборов, состоявшихся в стране 13 июня.
Прошедшее голосование было досрочным, его вызвал правительственный кризис, поразивший Бельгию в апреле. Тогда фламандская Либерально-демократическая партия покинула правящую коалицию, не сумев договориться со своими партнёрами по вопросу административной автономии фламандских пригородов Брюсселя. В результате правительство, возглавляемое фламандским христианским демократом Ивом Летермом, подало в отставку, и были объявлены внеочередные выборы.
Итог оказался ошеломляющим. В северной части страны (Фландрии) победу одержал "Новый фламандский альянс" во главе со скандально известным политиком Бартом де Вевером. Он неоднократно заявлял о том, что Фландрия и Валлония могут существовать раздельно. Как выяснилось, подобные взгляды разделяют 29 процентов фламандцев.
"Это великолепные результаты", — прокомментировал 14 июня итоги голосования де Вевер. Он также призвал к реформе государственного устройства Бельгии, которая бы предоставила ещё больше полномочий отдельным областям (Фландрии и Валлонии). Заодно он выступил за то, чтобы лишить столицу страны Брюссель статуса особой административной единицы.
В то же время де Вевер несколько успокоил тех, кто увидел в победе "Нового фламандского альянса" шаг к расколу Бельгии. Мол, партия не требует немедленного провозглашения независимости Фландрии. Но дал понять, что в скором времени есть вероятность, что Бельгия исчезнет с карты Европы, а образовавшиеся на её месте Фландрия и Валлония в качестве независимых государств могут войти в Евросоюз.
29 процентов, проголосовавших за де Вевера — цифра большая, но не ошеломляющая. Однако дело в том, что партии "Фламандский интерес" и "Список Дедекера", которых также называют сепаратистскими, набрали в сумме 16 процентов. Получается, что почти половина населения Фландрии не возражают, чтобы Бельгия развалилась.
Читайте: Бельгия снимает паранджу
Если же приплюсовать сюда христианских демократов, чей лидер Ив Летерм также позволял себе высказывания, ставящие под сомнение целесообразность существования единого государства, выходит, что за сепаратистов (умеренных и не очень) проголосовало примерно 70 процентов населения Фландрии. Недаром некоторые политики страны уже назвали итоги фламандских выборов "настоящим землетрясением".
В свою очередь, в Валлонии уверенную победу одержала Социалистическая партия во главе с Элио де Рупо. Предполагается, что именно он станет новым премьер-министром Бельгии. Если так и случится, это будет знаковым событием для Бельгии. Во-первых, потому, что уже более 30 лет ни один представитель Валлонии правительство не возглавлял. Во-вторых, де Рупо — этнический итальянец, сын иммигрантов.
Шансы де Рупо стать премьером куда выше, чем у де Вевера. Дело в том, что Бельгия — федеративное государство, и по конституции в правительстве должны быть представители и фламандских, и валлонских партий. А де Веверу очень трудно найти партнёров среди валлонов, ведь франкоязычные партии выступают за сохранение целостности страны и против увеличения полномочий областей в ущерб центру. В свою очередь, валлонские социалисты могут найти партнёров среди фламандских централистов.
Отметим, что противоречия между Фландрией и Валлонией существуют много десятилетий, из-за них Бельгия является едва ли не самым политически нестабильным государством Западной Европы. Фламандцы, составляющие порядка 60 процентов коренного населения Бельгии, живут богаче валлонов. Франкоязычные регионы являются дотационными, и это вызывает недовольство многих фламандцев, считающих, что они не должны содержать более бедных инородных соотечественников.
Существующие проблемы социально-экономического характера усугубились во время кризиса. По мнению аналитиков, экономическое положение Бельгии намного хуже, чем у соседних Франции, Голландии и Германии. Внешний долг страны растёт. При этом на трения экономические накладываются политические споры.
Много десятилетий страной безраздельно правили валлоны, многие из которых до сих пор не считают нужным учить фламандский (нидерландский) язык. Многочисленные иммигранты, составляющие свыше десяти процентов населения Бельгии, говорят преимущественно на ломаном французском, а фламандского не знают. Это вызывает дополнительное раздражение у жителей севера страны, подогревая у них сепаратистские настроения.
Удастся ли де Рупо остановить процесс размежевания между Валлонией и Фландрией — не факт. Согласно опросам, уровень неприятия иммигрантов во Фландрии — самый высокий в Западной Европе. И это может стать дополнительным раздражителем для фламандцев, уже отвыкших за 30 с лишним лет видеть франкоязычного политика во главе правительства. В таком случае сепаратизм в стране, где расположены штаб-квартиры ЕС и НАТО, только усилится.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.