Полтора миллиона долларов — во столько оценили жизнь двух российских моряков пираты, похитившие их на рейде камерунского порта Дуала. "Заложники не будут освобождены, пока владельцы судна не выплатят полтора миллиона долларов", — приводит камерунская газета Jour требование организаторов этой бандитской акции.
Газета сообщает, что похитители заставили одного из пленников, капитана Бориса Терсинцева, во время выхода на связь с судовладельцами описать условия содержания. Что и было сделано. Капитан рассказал, что "условия плохие", это район мангровых лесов, а старший механик Игорь Шумик страдает острой диареей из-за плохого качества питьевой воды.
Напомним, захват российских моряков произошел 16 мая. Тогда камерунские пираты совершили дерзкое нападение на судно "North Spirit" с российско-украинским экипажем. Как только лоцманы завершили проводку "North Spirit" на рейд порта Дуала (крупнейший город Камеруна) и покинули теплоход, на борт взобралась группа из 20-ти вооруженных людей. Пираты вывели из строя все радио- и навигационное оборудование, разграбили каюты членов экипажа, присвоив ценности, деньги и личные вещи, и под дулами автоматов заставили двух граждан России — капитана Бориса Терсинцева и старшего механика Игоря Шумика сесть к ним в лодку.
Представители властей Камеруна прибыли на борт 17 мая. Тогда же стало известно, что все остальные члены экипажа живы и здоровы, обеспечены продуктами питания и водой, а связь восстановлена. На борту была выставлена вооруженная охрана, команда ожидает постановки судна к причалу.
20 мая капитан North Spirit Борис Терсинцев вышел на связь. Позвонил в компанию судовладельца и сообщил, что с ним и его товарищем — старшим механиком все в порядке. Их, мол, перевезли в соседнюю Нигерию, где моряки удерживаются в заложниках неизвестными бандитами. Как заявил представитель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков, компания-судовладелец связалась с похитителями и ведет переговоры об освобождении российских моряков.
Читайте: Сомалийские пираты прорубили "окно в Европу"
Появилась версия, что их похитили местные повстанцы из "Движения за освобождение дельты Нигера" (MEND). Эти данные огласил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко со ссылкой на местные власти. Спецслужбы Камеруна сообщили российскому послу в этой стране, что похищение россиян скорее всего не имеет политической подоплеки, бандиты просто рассчитывают на большой выкуп. Базирующееся в соседней Нигерии "Движение за освобождение дельты Нигера" и раньше было известно своими нападениями на иностранцев.
Боевики, прикрывающиеся политическими лозунгами не первый год, занимаются весьма прибыльным бизнесом — похищают граждан других стран и требуют за их освобождение крупные суммы денег. Поскольку в дельте Нигера работает много иностранных компаний, то это весьма выгодное занятие. Так, в руки боевиков несколько лет назад попали сотрудники "Русала", которых, в конце концов, удалось освободить без выкупа. Видимо, теперь нигерийцы решили перенести свои операции в соседний Камерун.
Интересно, что один из захваченных бандитами россиянин ранее уже побывал в пиратском плену. Старший механик Игорь Шумик ходил на известном судне Arctic Sea, история с похищением которого стала одним из громких скандалов последних лет.
В этой истории настораживает и выглядит весьма тревожной тенденция к расширению масштабов морского пиратства. Если раньше небезопасными трассами считались те, что пролегают в Индийском океане у берегов Восточной Африки, то теперь экипажи морских судов не могут чувствовать себя в безопасности и в Атлантике, вдоль берегов западной частит материка. Как говорится, дурной пример заразителен. Пиратство в отсутствие международных законов, которые должны быклассифицировать морской разбой как разновидность терроризма со всеми вытекающими последствиями, становится прибыльным бизнесом для разного рода криминальных групп.
Его доходность достигает 15 тысяч долларов США на каждого пирата за один набег. Возрастает уровень насилия: только в прошлом году было обстреляно 120 судов, 8 моряков убито, 68 ранено. Между тем сами корсары, даже в случае их захвата военными моряками, практически не несут наказания. По словам заместителя Генерального прокурора РФ Александра Звягинцева, из 500 задержанных пиратов две трети были отпущены.
Безнаказанность стала огромной проблемой. Больше того, нашлись даже "доброхоты", решительно осудившие действия российских военных моряков, которые отправили разбойников, захвативших танкер "Московский Университет", в открытый океан без навигационного оборудования. Мол, нужно было или доставить их Россию, где передать в руки правосудия, или же договориться с экипажем любого военного корабля, чтобы довез этих пиратов до берега.
Между тем, по мнению Александра Звягинцева, чтобы принять решение о доставке в Россию лиц, захваченных на танкере "Московский университет", следователю или лицу, проводящему доследственную проверку, надо было убедиться, во-первых, в том, что действия пиратов подпадают под российскую уголовную юрисдикцию. Однако "Московский университет" не являлся российским судном, он шел под либерийским флагом. Жизнь и здоровье россиян — членов экипажа не пострадали. Так что морякам противолодочного корабля "Маршал Шапошников" не оставалось иного выбора, как отправить флибустьеров на их же лодке в открытое море. И если пираты действительно утонули, в чем есть большие сомнения, то, значит, такова их судьба.
"Наши моряки еще достаточно мягко поступили, всего лишь высадив их на месте происшествия, — говорит Александр Звягинцев. — Ведь пираты российских моряков, которые успели задраиться в отсеке, огнем оттуда выкуривали. А вертолет с корабля "Маршал Шапошников" обстреляли. Вот недавно в Йемене (кстати, это государство, как и Сомали, выходит на Аденский залив. — Авт.) суд приговорил шестерых пиратов к смертной казни — они захватили судно, шедшее под йеменским флагом и с йеменским же экипажем. Но случаи, когда пиратов судят, достаточно редки".
А между тем за пиратским промыслом маячит тень радикальных террористических организаций. Так, действия сомалийских морских разбойников координирует радикальная исламистская группировка "Аль-Шабаб", которая рвется к власти в Сомали и набирает силу не только в этом государстве, но и во всем регионе. Некоторые аналитики заговорили о связях "Аль-Шабаба" с "Талибаном" и "Аль-Каидой".
Пиратский бизнес — не только разновидность организованной преступности, но и существенная подпитка для террористических группировок. В прошлом году сомалийские корсары получили от 150 до 200 млн долларов только за счет выкупов, не говоря о захваченном имуществе. На таких "дрожжах" вполне может созреть целое государственное образование террористической направленности, которое будет экспортировать подобные акты насилия по всему миру.
В апреле по инициативе России была единогласно принята резолюция Совета Безопасности ООН, направленная на обеспечение эффективного уголовного преследования за морской разбой. В ней Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну поручается в трехмесячный срок представить доклад о возможных вариантах организации уголовного преследования пиратов.
Большая часть этого срока уже прошла. Но подвижек в деле создания международного механизма для сурового наказания за пиратство все еще не видать. Тем временем чума пиратства уже захватила обе стороны африканского континента.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.