Жители небольшого городка Бэдфорд в штате Виргиния неожиданно оказались "по разные стороны баррикад" в вопросе об оценке роли Иосифа Сталина во Второй Мировой войне.
Накануне 66-й годовщины высадки союзнических войск в Нормандии (6 июня 1944 года) здесь был открыт мемориальный комплекс, посвященный этой исторической операции. Возможно, само по себе создание скульптурного ансамбля, которых в Америке тысячи, так бы и осталось событием местного масштаба, если бы наряду с бюстами президентов США Рузвельта и Трумэна, а также британского премьера Черчилля не появилось и изображение советского лидера Иосифа Сталина.
Отрицать тот факт, что Сталин был одной из ключевых фигур антигитлеровской коалиции, не мог даже один из вдохновителей холодной войны Уинстон Черчилль, посвятивший советскому вождю не один десяток страниц своей монументальной книги "Вторая Мировая война".
Уильям Макинтош, глава фонда, который организовал сооружение мемориала в Бэдфорде, убежден, что ту войну выиграла Америка. Тем не менее он считает бюст Сталина необходимым дополнением, так как Советский Союз был страной, входившей в антифашистскую коалицию.
"Решение установить этот бюст продиктовано не стремлением прославить лично Сталина, это лишь признание его роли в действиях против Германии, которые имели большое значение при планировании и проведении высадки в Нормандии, — говорит Макинтош. — Это необходимое дополнение. Он, бесспорно, был фактом истории и главным союзником во время Второй мировой войны. С нашей стороны не было никакой лести в отношении его персоны".
А вот представительница администрации округа Бэдфорд — Энни Поллард — присутствие Сталина в компании Рузвельта, Трумэна и Черчилля сочла кощунственным.
Читайте: Кто заплатит за ленд-лиз
"Я не думаю, что он может стоять в одном ряду с ними (с лидерами стран антифашистской коалиции). Лично для меня Сталин — всего лишь убийца. Я даже не могу представить, как он стал частью этого мемориала. Тех людей мы хотим помнить, он же — один из тех, кого я предпочла бы забыть", — заявила эта строгая дама местному телеканалу.
С ее мнением солидарен Джеймс Моррисон, один из жителей Бэдфорда. Вместе с ветеранами Второй Мировой войны он протестовал против этого с того момента, как такое решение было принято городскими властями. "Это позор и выказывание неуважения к ветеранам. Мы писали письма против открытия бюста", — сказал Джеймс.
Правда, сами бэдфордские ветераны предпочли своего мнения публично не выражать. Да и сложно сказать, сколько в городе осталось тех, кто участвовал в знаменитой операции "Оверлорд", как называют военные историки высадку союзников в Нормандии, ознаменовавшуюоткрытие Второго фронта.
Средства на возведение мемориального комплекса, причем именно в таком виде, в каком он сейчас открыт, были собраны с помощью пожертвований. Как подчеркнул Уильям Макинтош, направить деньги на иные цели, а также изменить проект, было невозможно. То есть спонсоры знали, что дают деньги (а стоимость каждой скульптуры мемориала оценивается в 50 тысяч долларов) конкретно на бюсты Рузвельта, Трумэна, Черчилля и Сталина. И никого это не смущало.
Страсти вокруг скульптурного изображения советского генералиссимуса в Бэдфорде стали продолжением дискуссии относительно роли Сталина и необходимости увековечения его памяти. Дискуссии, которая не стихает уже более полувека.
Последним всплеском стало открытие памятника советскому вождю в Запорожье 5 мая, где украинские коммунисты, несмотря на протесты националистов, установили таки монумент.
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин в связи с этим резко возразил против практики увековечения памяти исторических фигур, которые отвергаются значительной частью населения, отметив, что политики используют это как средство для привлечения дополнительных сторонников, расширения своего электората.
"Героев определяют не памятники, а человеческое мнение, человеческая оценка", — заявил спикер. По его словам, "без символов и мифов государство и народ не могут существовать, но они должны восприниматься абсолютным большинством людей, не раскалывать, а объединять общество. Вместо этого у нас началась война с помощью памятников против своих политических конкурентов. Ни к чему хорошему это не приведет".
Любопытно отметить, что сам Сталин не обольщался относительно оценки его личности следующими поколениями. Вот его высказывание: "…Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны, прежде всего, за рубежом, да и в нашей стране тоже… И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний…".
Первые памятники Иосифу Виссарионовичу появились в СССР в начале 1930-х годов. Наибольшее количество было установлено в послевоенные годы, когда его роль была возведена до степени отца народов мира.
После ХХ съезда КПСС, развенчавшего "культ личности" в Советском Союзе и ряде стран Восточной Европы, началась война с каменными и бронзовыми изображениями вождя.
Первым разбили тот, что был установлен в Будапеште (1956 год). Сталинский монумент в Праге — крупнейшая архитектурная композиция в Европе — взорвали в 1962-м.
Тем не менее, даже тотальное уничтожение памятников вождю не смогло стереть память о нем. И появление бюста Сталина в далеком виргинском городке Бэдфорд - красноречивая тому иллюстрация.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.