Руководство Украины свёртывает программу по подготовке к членству в НАТО. Но организации, созданные ради этого в годы правления Ющенко, оптимизма не теряют. Они планируют заняться внедрением евроатлантических идей с помощью "общественной дипломатии" и пиара. О перспективах такого плана "Правде.Ру" рассказал украинский политолог Алексей Ковалев.
— Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об основах внешней и внутренней политики Украины. Одним из принципиальных внешнеполитических положений законопроекта является отказ от вступления в НАТО. За это проголосовало 253 депутата при необходимых 226. Вероятнее всего, документ будет окончательно принят до конца июня.
Учитывая то, с какой неотвратимостью новая власть доводит начатое до конца, такому исходу не помешает ни молния, ни наводнение, ни землетрясение, ни митинги оппозиции, ни "оригинальные" методы политической борьбы "от национал-демократов" типа дымовых шашек, яйцеметания и умышленной порчи казенного имущества в виде электронной системы голосования "Рада".
Это будет означать, что как минимум на пять лет тема вступления Украины в НАТО гарантированно похоронена. В связи с чем может возникнуть вопрос: какой окажется судьба армии аналитиков, экспертов и рядовых активистов, которым "евроатлантическая интеграция" Украины в годы правления Виктора Ющенко давала основной заработком? Как быть с самой этой интеграцией?
Читайте: Украинский "мост" против балтийского "кордона".
…Организаторами мероприятия в Днепропетровске, куда мне посчастливилось заглянуть, были местный Евроатлантический информационный центр (отделения существуют в разных городах страны), Центр информации и документации НАТО в Киеве (ЦИД НАТО), Гражданская ассоциация "Ягелло-2000" (Чехия). Причем местная евроатлантическая ячейка занималась, в основном, организационными вопросами. Чехи же оплачивали весь "банкет".
Такова система. НАТО по ряду причин "не с руки" финансировать свои программы напрямую из Брюсселя по официальным каналам. Поэтому создаются разного рода неправительственные организации (НПО), им выделяются гранты, а уже эти НПО оплачивают создание "сети" в странах, представляющих интерес для реального заказчика. Что касается Центра информации и документации НАТО, то это ключевое звено в приведенной схеме.
Мероприятие проходило после того, как в апреле Янукович подписал указ о прекращении существования созданного Ющенко Национального центра по вопросам евроатлантической интеграции. По этой причине многие докладчики, представляющие созданные в годы правления "оранжевых" родственные этому центру организации, демонстрировали некоторую растерянность и неуверенность в будущем.
В своей презентации руководство ЦИД НАТО (новое, только что избранное) обрисовало план на ближайшее будущее. Международные конференции и круглые столы прежних лет не принесли ожидаемых плодов. Теперь избран новый формат — семинары, то есть своего рода тренинги для личного состава, который и будет призван продвигать светлые идеалы евроатлантизма в широкие украинские массы.
По мнению организаторов, в условиях отказа руководства Украины вступать в НАТО упор придется делать на так называемую "общественную дипломатию". Она предполагает осуществление ряда программ: международный обмен, организация зарубежных визитов для молодых политиков, назначение целевых стипендий, активное использование средств массовой информации.
Основная цель — продвижение национальных (американских или украинских — не уточнялось) интересов. Джордж Буш-младший пренебрегал "общественной дипломатией". Результат — падение популярности США в мире. То есть всему виной были, оказывается, не склонность Вашингтона к односторонним действиям, не война в Ираке, а пренебрежение ролью профессиональных пиарщиков.
По словам нового директора ЦИД НАТО, современные информационные технологии можно эффективно использовать для мобилизации людей по всему миру. И сегодня НАТО разрабатывает специальные стратегии "общественной дипломатии" для Украины, России, Балкан и стран Средиземноморского диалога.
При этом, активно используя цифровые инструменты, чтобы напрямую работать с общественностью. Примером может служить цикл передач о НАТО "Фактор безопасности" на одном из украинских телеканалов. Одновременно с демонстрацией цикла происходит изучение структуры целевой аудитории по возрасту, полу, уровню образования, региону проживания, фиксируется изменение интереса в зависимости от затрагиваемых тем, оценивается влияние на общественное мнение.
Можно констатировать, что Центр информации и документации НАТО — основной организатор и координатор структур, которые ставят своей целью вступление Украины в НАТО. Инструментарий достижения этой цели — сочетание методов периода холодной войны и рекламных уловок из набора сетевого маркетинга. Иначе говоря, информационная война доступными средствами плюс попытка "продать" залежалый товар доверчивому покупателю — украинскому народу.
Только товар этот "впаривали" украинцам все пять лет президентства Ющенко. И клюнули на него от силы 30 процентов населения. Но, видимо, игра по втягиванию Украины в НАТО настолько стоит свеч, что останавливаться заказчики не думают.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.