4 июня японский парламент избрал нового премьер-министра. Страну возглавил Наото Кан. В предыдущем кабинете — Юкио Хатоямы он занимал посты вице-премьера и министра финансов.
Председатель правящей Демократической партии страны, 63-летний Наото Кан пообещал "вытащить Японию из кризиса посредством принятия комплексных мер со стороны правительства и Банка Японии". А краеугольным камнем своей внешней политики он объявил выстраивание отношений с США.
Эти ответственные (особенно с учетом того, кто их сделал) заявления, как и сам приход к власти этого политика, для "Правды.Ру" прокомментировал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока Виктор Павлятенко.
— Несомненно, что экономика Страны Восходящего Солнца испытывает кризис. Другое дело, как она его переживает. И тут ничего катастрофичного я не вижу. Япония располагает второй экономикой мира после США, объемы которой эксперты оценивают в пять трлн долларов. Кроме того, эта страна обладает вторыми в мире золотовалютными ресурсами. И этим все сказано.
— А каким образом, если говорить конкретно, Кан, по вашему мнению, будет выполнять свои обещания?
— Дело в том, что у него имеются лишь наброски стратегии. И возникает много вопросов относительно того, насколько она выполнима. Взять хотя бы то, что последние коррективы в нее были внесены за неделю до выборов. А это говорит о том, что стратегия была недостаточно продумана. Впрочем, в отличие от предшественника Хатоямы, в кабинете которого Кан работал, его идеи не выглядят такими уж популистскими прожектами в плане реализации.
Напомню, что Хатояма делал широковещательные заявления, включая обещания перенести американскую военную базу с Окинавы. Кроме того, он обещал урегулировать отношения с Россией, а также обеспечить предоставление льготных кредитов матерям. Ничего этого сделано не было. И все эти вопросы в той или иной степени будет необходимо решать Кану, который, в отличие от Хатоямы, является более приземленным политиком.
Читайте также: "Американский компромисс" оставил Японию без премьера
Ясно одно, что при новом премьере будет корректировка приоритетов. Но еще не до конца ясно, в какую именно сторону. Ведь пока не сформирован кабинет, и многое будет зависеть, кто именно туда войдет. А это при определенном раскладе могут быть и социал-демократы, у которых своё видение проблем. Я думаю, надо дождаться, пока пройдут, по крайней мере, первые 100 дней, чтобы делать какие-то выводы. Правда, вполне очевидно, что у Кана, как и вообще у демократов, есть серьезная опора в парламенте. Во всяком случае — абсолютное большинство в нижней палате.
- Акцент, сделанный Каном на отношениях с США, понятноедело, не случаен. Хорошо известно, что эти отношения переживают сейчас не лучшие времена. Токио в последние годы неоднократно поднимал, например, вопрос о выводе военных баз США с Окинавы…
— Кан не "запятнал" себя призывами вывести американскую военную базу. И это для него плюс. Однако, в любом случае, как-то этот вопрос необходимо будет решать. Для японцев американское военное присутствие, с одной стороны — символ продолжающейся оккупации страны после завершения Второй мировой войны. А с другой — напоминание о былом поражении. И сегодня все больше жителей страны желали бы освободиться от такого "наследия".
Тем более что база на Окинаве находится посреди густонаселенного жилого массива. Сами американцы не особенно цепляются именно за такое дислоцирование, понимая, что на Окинаве база является источником постоянного напряжения в двусторонних отношениях. Но, с другой стороны, они совсем не горят желанием вообще уходить из Японии. Наибольшую сложность как раз составляют технические вопросы: как вывести базу?
Дело в том, что эта проблема активно обсуждалась с 1996 года, пока через 10 лет не пришел Хатояма и не заявил твердо, что уберет базу с японской территории. Предлагался вариант перенести её на Марианские острова. Но понятно, что американцев это не привлекает, они хотят присутствовать именно в данном регионе. Примечательно, что Конгресс США, узнав о таком намерении, сократил на 70 процентов финансирование ожидавшегося переноса. Оно и понятно: Америка и Япония состоят в союзнических отношениях, и так дела между союзниками не ведутся. Теперь получается, что японцы сами, за свой счет, должны переносить базу.
— Вот еще вопрос, важный для россиян: а какова будет политика Кана в отношении нашей страны?
— Здесь ему досталось незавидное наследство. Дело в том, что Хатояма придерживался лозунга "Ни победителей, ни побежденных!" Неудивительно, что эта идея оказалась мертворожденной. Ведь "Северные территории", оказавшиеся под контролем сначала СССР, а потом России, достались нам в результате того самого разгрома Японии в 1945 г. И Хатояме не только не удалось добиться хоть какого-то прогресса в отношениях с Россией, но даже больше — они только зашли в "курильский тупик".
Да, Хатояма загнал Японию в угол. Политику страны по "возвращению Северных территорий" он сделал официальной. А в итоге, как известно, воз и ныне там. Что же касается Кана, то, я думаю, в отношении Курильской проблемы и он тоже не будет брать на себя никакой инициативы, которая могла бы нами приветствоваться. Единственным позитивным моментом остается то, что Кан не намерен ставить возвращение "Северных территорий" во главу угла своей политики.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.