Восьмимиллионная Болгария кажется государством спокойным. Она попадает в сводки политических событий разве что в связи с "Южным потоком" и "Набукко". Однако существует проблема, способная негативно сказаться на стабильности и испортить отношения с соседней Турцией. Речь о многочисленном турецком национальном меньшинстве в этой славянской стране.
О довольно болезненной ситуации напомнила история, случившаяся полгода назад. В декабре лидер националистической партии "Атака" Волен Сидоров предложил премьер-министру Бойко Борисову провести референдум о запрете идущих по государственным каналам выпусков новостей на турецком языке.
Глава правительства поначалу идею одобрил, но Турция выразила возмущение, усмотрев посягательство на национальные права соплеменников. Борисову пришлось уже в январе пересмотреть свою позицию. Впрочем, "Атака" от заявленных планов не отказалась и периодически о них напоминает.
Проблема турецкого меньшинства является одним из самых острых политических вопросов в стране. По данным переписи населения 2001 года, турки составляют 9,4 процента населения Болгарии. Ещё три процента - помаки - народ, говорящий на болгарском языке, но исповедующий ислам и во многом близкий туркам. Представляющее интересы этих наций партия "Движение за права и свободы" (ДПС) набрала на прошлогодних парламентских выборах 15 процентов голосов.
Читайте: Болгарский "сюрприз" у границ России.
"Помаки и турки играют всё большую роль в жизни Болгарии. Дело в том, что у болгар наблюдается снижение рождаемости, тогда как у мусульманского населения отмечается небольшой прирост. При этом Турция не забывает о наличии в Болгарии своих собратьев. Она заботится о том, чтобы вселить в них ощущение единой турецкой семьи, дает стипендии и гранты на поддержку местных учёных" - отметил в интервью "Правде.Ру" историк-балканист Александр Сафонов.
Наличие в Болгарии немалой мусульманской диаспоры обусловлено многовековым пребыванием этой страны под властью Османской империи. Сюда переселилось внушительное количество турок, а часть славян приняла ислам.
На рубеже XIX-XX вв. Болгария обрела независимость. После этого она старалась делать всё для ассимиляции оставшихся турок. Руководство страны стремилось создать национальное болгарское государство, в котором бы доминировали православные славяне. Однако турки и (в меньшей степени) помаки болгаризироваться не собирались. Их попытки сохранить свои язык и традиции не раз приводили к конфликтам с местными властями.
"Вопрос стоял особенно остро в конце 1980-х гг., когда коммунистическое руководство во главе с Тодором Живковым попыталось по-своему интегрировать местных турок и помаков в жизнь страны, - вспоминаетсобытия тех лет Сафонов. - Их заставляли менять мусульманские имена на славянские, внушая местным приверженцам ислама, что они являются болгарами.
В итоге, порядка 300 тысяч человек в конце 80-х гг. перебрались в Турцию. Но когда коммунистический режим в стране рухнул, они стали возвращаться в Болгарию.
И не просто возвращаться. Самую активную роль в политической жизни страны начала играть вышеупомянутая партия "Движение за права и свободы" во главе с бывшим диссидентом Ахметом Доганом. Ему удаётся ловко лавировать между различными болгарскими фракциями.
Периодически ДПС вступает в правящие коалиции. И в обмен на своё участие в них выторговывает всё новые уступки для турецкоговорящего населения - вроде появившихся на телевидении в конце 1990-х гг. выпусков новостей на турецком языке, возмущающих болгарских националистов. Не забывают турецкие политики (и местные, и граждане их исторической родины) и о болгароязычных помаках.
"Грань между помаками и турками всё более стирается. Турки ведут пропаганду, направленную на единение двух народов на основе общей мусульманской религии. В результате они смешиваются между собой, и помаки растворяются в турецкой массе. Правда, многие славяне-мусульмане стараются лишний раз не выделяться и при переписях называют себя болгарами", - отметил Александр Сафонов.
Увеличение численности и политической активности мусульманского населения вызывает ответную реакцию среди части православных болгар. Националисты тут же напоминают им об османском иге. И о судьбе расположенного совсем рядом Косово, где мусульмане-албанцы (не без помощи НАТО) фактически вытеснили из края православных сербов.
"Несмотря на наличие проблемы, - продолжает Сафонов, - сегодняшнюю ситуацию в Болгарии с Косово сравнивать нельзя. Открытого межнационального конфликта в стране нет. При вступлении в Евросоюз Болгария взяла на себя обязательство уважать права национальных меньшинств, которые в результате получили то, что хотели. Никто турок и помаков сегодня не ущемляет.
Они, как и православные болгары, являются гражданами страны-члена ЕС, и им не на что жаловаться. В отличие от турецких собратьев болгарским мусульманам в Европу виза не нужна. Те, кто был недоволен существующим положением, свободно уехали на заработки в разные страны. Гораздо больше неприятностей болгарам сегодня доставляют цыгане, к которым, кстати, настороженно относятся и турки".
Пока "турецкая проблема" не столь остра, чтобы Болгария из-за неё превратилась в горячую точку. Впрочем, эта страна очень тяжело переживает экономический кризис, а при таких обстоятельствах часто обостряются все застарелые конфликты...
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.