18 мая в Йемене вынесено судебное решение по морским пиратам, захватившим в апреле 2009 года йеменский танкер. Корсары убили тогда двух членов экипажа. Впоследствии йеменский спецназ сумел провести операцию по освобождению заложников, и 12 разбойников оказались в заключении.
Суд шёл почти год. И вот пиратам вынесен очень суровый приговор. Шестеро из них приговорены к смертной казни, ещё столько же получили по десять лет лишения свободы. Разбойники долго пытались доказать свою невиновность, указывали на недостаточность улик. Но судьи посчитали иначе.
Ещё одно "пиратское дело" рассматривается в суде Нью-Йорка. На скамье подсудимых оказался сомалиец Абдикаль Абдикадир Мюзе, который участвовал в апреле 2009 года в нападении на американский контейнеровоза Maersk Alabama. Американский спецназ смог уничтожить нескольких разбойников, а Мюзе был захвачен живым и доставлен в США.
Пирату грозит обвинения по десяти пунктам. Прокурор охарактеризовал его действия как проявление терроризма. Сам Мюзе сознался в захвате еще двух судов и взятии в заложники их экипажей. Теперь ему грозит четыре пожизненных срока и ещё 40 лет тюрьмы в придачу. Это более гуманно, чем в случае с Йеменом, но тоже сурово.
Но морское пиратство процветает не только в у берегов Сомали. Тревожные новости 16 мая пришли из Камеруна — государства на западе Африки. В 70 километрах от порта Дуала разбойники захватили судно North Spirit с российско-украинским экипажем. Двое россиян попали в заложники. Об их судьбе пока ничего неизвестно. В руках пиратов оказалось также содержимое судового сейфа. Спустя два там же местные пираты напали на литовское судно-рефрижератор Argo. Его капитана взяли в плен.
Собственно говоря, пиратство у берегов Камеруна и соседней Нигерии — дело уже "обычное". Ежегодно добычей разбойников в этой районе Африки становятся десятки судов. Камерунские власти 18 мая заявили, что в последние месяцы порт Дуала стал постоянным объектом атак пиратов. При этом они полагают, что следы корсаров ведут в соседнюю Нигерию.
Что происходит в Гвинейском заливе? Есть ли опасность его превращения еще в один Аденский залив? И главное, смогут ли остановить пиратов казни? Эти вопросы "Правда.Ру" задала эксперту по борьбе с пиратством Ивану Коновалову.
"Разовыми казнями пиратов ситуацию не исправишь, — уверен он. — Хоть казни их по сотне в день. Сомали уже 20 лет живет в обстановке хаоса гражданской войны и человеческая жизнь там ничего не стоит, потому сомалийцы не боятся смерти. Единственный выход обуздать пиратство — это восстановить сомалийскую государственность. Правда, каким образом это возможно — не знает никто. Ведь страна расколота на несколько государственных образований, лидеры которых не склонны к восстановлению единой страны. А это настоящая головоломка для всего мирового сообщества.
Читайте также: Юридическая "дыра" на Африканском континенте
Кто-то предлагает интервенцию, но Сомали уже через это проходила. И опыт гуманитарной операции ООН и США 1992 — 95 гг. отрицательный. Он показывает, что враждующие между собой местные кланыв случае появления внешнего противника тут же объединяются и начинают вместе сражаться против него. А по его уходу возобновляют столкновения. То же самое было доказано в 2006 — 2009 гг., когда в Сомали вошли эфиопские войска. В конечном итоге им ничего не удалось там сделать и они ушли из Сомали. Возможно, нужна тотальная блокада страны мировым сообществом. Я не исключаю, что это может заставить Сомали объединиться и взять под жесткий контроль свою береговую линию.
Что касается Гвинейского залива, то сегодня это один из главных пиратских районов после Аденского залива. И когда говорят о происходящих там захватах кораблей, то в основном они касаются нефтяных танкеров и львиная доля этих вылазок приходится на нигерийцев. Местные пираты заметно отличаются от сомалийских. Сомалийские пираты — откровенные бандиты, цель которых — простое получение выкупа с захваченных ими судов.
Нигерийские же являются повстанцами, которые борются против центральных властей, несправедливо (по мнению пиратов) распределяющих доходы от реализации нефти. И в основном они нападают на инфраструктуру нефтедобычи и транспортировки "черного золота". В основном они представлены боевиками Движения "Освобождения дельты реки Нигера".
Иногда пираты нападают и у берегов других стран, включая Гвинею и Камерун. Впрочем, это разовые акции. И говорить о существовании "камерунских пиратов" как заметной силы нельзя. Мы же не говорим о существовании "латиноамериканского пиратства" из-за того, что у берегов стран Латинской Америки тоже иногда происходят захваты кораблей.
А в Гвинейском заливе захваты не происходят столь часто, как в Аденском заливе. Побороть местное пиратство можно лишь в том случае, если победить коррупцию, из-за которой приходящие к власти группировки монополизируют экономические доходы и угнетают представителей других группировок. Но в условиях Африки, пронизанной коррупцией, это практически невозможно.
Впрочем, мировая практика имеет примеры удачной борьбы с пиратством. Например, заметно сошёл на нет морской разбой в Юго-Восточной Азии, государства которой объединились против этого явления. А еще раньше, в XVIII-XIX веках, мировое сообщество также ликвидировало пиратство. Это произошло лишь после того, как страны Запада начали совместную борьбу против морского разбоя и просто уничтожили его.
Сейчас же ситуация совсем другая. К сожалению, западное сообщество в своем стремлении к демократии создало юридическую систему, которая не позволяет бороться с этим явлением жёсткими мерами. Конечно, никто не станет спорить с тем, что "свобода" и "воля" являются очень хорошими понятиями. Но в сомалийском случае это просто беспредел.
И ещё: в настоящее время пиратство не наносит такого уж большого ущерба мировой экономике. Скажем, 100 или 150 млн долларов — для нее даже не ощутимы. Однако те же сомалийские пираты дают своими действиями прекрасный пример того, как здорово можно жить в обстановке хаоса и анархии, можно существовать без правительства и классической экономики, без нормативно-правовой базы".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.