Парламент Казахстана (мажилис) оказался 5 мая, в среду, в центре внимания мировых СМИ, благодаря судьбоносной инициативе нескольких депутатов, предложивших официально присвоить пожизненный статус лидера нации президенту Нурсултану Назарбаеву.
"Вопрос о лидере нации обсуждается в нашем обществе давно. Полагаем, сегодняшние реалии требуют пересмотра норм конституционного закона в части определения политико-правового статуса главы государства и приведения конституционного статуса первого президента в соответствие с его общепризнанным статусом — лидера нации", — сказал депутат Амзибек Жолшибеков, выступая на пленарном заседании в среду.
Как считает депутат, это позволит гарантировать "незыблемость особого казахстанского пути развития".
"Нурсултан Абишевич Назарбаев — не просто президент, а основатель современного государства — Республика Казахстан, который добился поступательного развития республики и завоевал признание всего цивилизованного мира", — убежден Жолшибеков.
Законопроект предусматривает необходимость согласования с лидером нации разрабатываемых инициатив по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. Таким образом, получается, что пост президента, по сути, сохранится за нынешним главой Казахстана бесконечно долго. Во всяком случае, до тех пор, пока сам Назарбаев будет считать себя дееспособным для этого. Хотя закон о выборах изменять не предполагается, но какой другой президент сможет руководить страной при здравствующем "лидере нации"?
Читайте: Казахская нефть уходит в великую китайскую трубу?
Но, вообще говоря, эта инициатива практически мало что меняет в политическом раскладе сил в Казахстане. Назарбаев сегодня является не только главой государства с многолетним стажем, но одним из немногих политических долгожителей на постсоветском пространстве. В отличие от бывшего Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева осторожный и умеющий просчитывать на три шага вперед Назарбаев сумел не только сохранить свои властные полномочия на протяжении более двух десятков лет. Он виртуозно провел свою страну по такому "особому казахстанскому пути развития", который позволил с выгодой использовать географическое положение и огромные запасы углеводородов. И в итоге — избежать тех политических потрясений, которые не миновали большинство государств, возникших после распада СССР.
Нурсултан Назарбаев, начав свое политическое восхождение в далеком 1969 году на комсомольской работе в г. Темиртау Карагандинской области, прошел практически все ступеньки партийной карьеры. С 1984 по1989 годы возглавлял Совет Министров Казахской ССР. В 1989–1991 годах — был первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Президентом республики, тогда еще в составе СССР, Назарбаев стал 24 апреля 1990 года. Был избран на этот пост депутатами Верховного совета.
1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы Президента, в ходе которых Нурсултан Абишевич получил поддержку 98,7 процента избирателей. С тех пор он еще дважды переизбирался на пост главы государства, практически не имея сильных конкурентов.
Три года назад парламент предоставил Назарбаеву возможность как первому президенту независимого Казахстана баллотироваться на высший государственный пост неограниченное количество раз. Так что с приближением выборов в 2012 году ничто не могло помешать 69 летнему казахскому лидеру продолжать оставаться у кормила власти.
Зачем же понадобилось депутатам мажилиса вынести на обсуждение законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстан, лидера нации"?
В прошлом году Назарбаева уже пытались наделить статусом лидера нации. Такое предложение, в частности, высказал занимавший пост первого заместителя председателя правящей партии "Нур Отан" Дархан Калетаев. Тогда же предлагалсяи другой вариант: ввести для Назарбаева пожизненное президентство. Однако эти инициативы были неоднозначно восприняты как общественностью, так и некоторыми представителями казахских властей.
И вот теперь мажилис вновь вернулся к вопросу о национальном лидере.
Связано это, скорее всего, с приближением очередных выборов, когда каждая из демократий на постсоветском пространстве выбирает свои способы и форматы борьбы за президентское кресло. Для одних демократий она становится экзаменом на зрелость. У других может привести к непредсказуемости "цветной революции". У третьих незыблемость политического курса, как в этом случае, сводится к конституционному признанию за действующим главой государства статуса "лидера нации".
Ряд политических обозревателей поспешили обосновать законодательную инициативу мажилиса (а она предусматривает гарантии неприкосновенности личности и имущества первого президента-лидера нации и, соответственно, проживающих с ним членов его семьи), недавними событиями в Киргизии. Однако история показывает, что никакая конституция не может оградить главу государства от народного гнева. Во времена английской и французской революций полетели в корзины головы монархов, в пучине российской революции сгинула венценосная династия Романовых. Можно назвать и более поздние примеры. Поэтому сравнивать положение беглого президента Бакиева, который пришел к власти на волне очередной "цветочной революции", с политической устойчивостью Назарбаева столь же нелепо, как проводить аналогии между демократиями Балтии и Центральной Азии. Больше того, Бакиев, как известно, не загостился у Назарбаева, а нашел политическое укрытие в Белоруссии, где президент Лукашенко тоже определяет "особый белорусский путь развития".
По мнению депутатов мажилиса, выступивших с новой инициативой, историческая роль президента Назарбаева в создании и становлении государственности Казахстана, его заслуги перед собственным народом и всей мировой общественностью заслуживают того, чтобы имя Нурсултана Абишевича стояло в ряду таких выдающихся личностей, как Джордж Вашингтон, Мустафа Кемаль Ататюрк и Махатма Ганди.
В отличие от казахстанских коллег белорусские парламентарии до подобной инициативы пока не дозрели. Тем более что сам Александр Лукашенко недавно заверил, что не имеет планов передать президентский пост одному из своих сыновей.
"У меня таких планов, поверьте, нет. Чтобы мой сын стал президентом? Я как-то говорил, что мои дети "наелись" моего президентства, что вряд ли они захотят быть президентами после меня", — заявил Лукашенко в интервью агентству Рейтер.
А поскольку никто соваться "поперед батьки в пекло" и не собирается, то Александр Григорьевич не видит факторов, которые могли бы заставить его отказаться от участия в президентских выборах, намеченных на начало 2011 года. При этом белорусский лидер заявил о том, что еще не принял окончательного решения по вопросу своего в них участия.
"Что касается моего участия, я решения этого не принимал. Наверное, наоборот, если бы я отказался, то народ бы меня не понял. Это какая-то трусость… Ну, иди на выборы: проиграешь — проиграешь, выиграешь — выиграешь. Поэтому я спокойно к этому отношусь", — добавил Лукашенко.
Президент Белоруссии и без всяких парламентских инициатив уверен в том, что президентское кресло сумеет отстоять еще на долгий срок. По словам Лукашенко, он не думал над тем, в каком возрасте уйдет с президентского поста. "Дело же не в возрасте. А дело в состоянии человека и в возможности, в способности обеспечить тот или иной процесс и выполнить те обязательства, которые ты на себя берешь".
Александр Григорьевич просто обречен на пожизненное президентство. Потому что без этого, как и в Казахстане, "особый (белорусский) путь развития" потеряет свою уникальность. А допустить такого никак нельзя!
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.