В штаб-квартире ООН 3 мая началась конференция по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Основное внимание было приковано к заочной дуэли президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и госсекретаря США Хиллари Клинтон.
Предваряло главное политическое действо выступление генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который открыл конференцию. Основная часть его речи как раз была посвящена ядерной программе Ирана. "Я призываю Иран полностью выполнить все требования резолюций Совета Безопасности ООН и в полной мере сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии", — сказал Пан Ги Мун.
По словам генсека ООН, Ирану следует принять предложение Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ): обменять свой низкообогащённый уран на ядерное топливо из России и Франции и открыть инспекторам полный доступ на свои ядерные объекты. "Это станет важным шагом в укреплении доверия", — подчеркнул Пан Ги Мун. При этом он заметил, что "ответственность за то, чтобы рассеять сомнения относительно иранской ядерной программы, лежит на самом Иране".
Вслед за этим на трибуну поднялся Ахмадинежад. Только начальная часть его речи были посвящена предложениям генсека ООН.
"Хочу ответить на призыв генерального секретаря ООН к тому, чтобы Иран согласился на обмен урана на ядерное топливо. Иран всегда был готов на это, и я хочу еще раз объявить, что для Ирана это является приемлемым, и мы сделали свое предложение на этот счет. Теперь мяч находится на стороне других государств, которые должны принять наши предложения", — отметил Ахмадинежад. При этом иранский президент не сказал ни слова о том, на каких условиях может пройти обмен урана на ядерное топливо.
Читайте: Провалит ли Китай антииранские санкции?
Оставшаяся часть выступления Ахмадинежада была посвящена критике политики США в области ядерной безопасности. Иранский президент вспомнил о том, что американцы в 1945 году стали единственной в мире страной, применившей ядерное оружие (при бомбардировках японских городов Хиросима и Нагасаки).
"Правительство США не только применило ядерное оружие против Японии, но и продолжает угрожать применением его против других стран, включая Иран… Американцы в последние десятилетия неоднократно начинали войны против тех, кто когда-то был их союзником… Разведывательные службы США и сионистский режим (имеется в виду Израиль. — Ред.) оказывают поддержку крупным террористическим сетям", — сказал Ахмадинежад.
Вслед за этим последовали обвинения американцев в том, что они руководствуются двойными стандартами. И в этот момент делегации США, Великобритании и Франции демонстративно, в знак протеста, покинули зал заседаний. Вернувшись только после того, как оратор из Ирана закончил свою речь.
Тем временем Ахмадинежад выдвинул свои предложения. Среди них — приостановка членства в Совете управляющих МАГАТЭ США и других стран, которые угрожают неядерным государствам применить подобное оружие. "Как может правительство США быть членом Совета управляющих (МАГАТЭ), если оно не только применило ядерную бомбу против Японии, но и использовало оружие с обедненным ураном в войне против Ирака?" — вопрошал президент Ирана.
В качестве ещё одной меры Ахмадинежад предложил "демонтаж ядерного оружия, дислоцированного на военных базах США и их союзников в других странах, включая Германию, Италию, Японию и Нидерланды". Он также призвал создать на Ближнем Востоке безъядерную зону, а основным препятствием на этом пути провозгласил позициюИзраиля, не раскрывающего свою ядерную программу.
В конце своей речи Ахмадинежад выступил за полное уничтожение ядерного оружия, трансформацию Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в Договор о ядерном разоружении и нераспространении ядерного оружия.
Кроме того, по мнению Ахмадинежада, необходимо создать специальную группу по контролю за разоружением и нераспространением. "Группа должна работать с эффективным участием независимых государств, установив крайний срок для полного уничтожения всех ядерных вооружений по конкретному графику", — сказал президент Ирана.
Вскоре после того, как Ахмадинежад закончил свою речь, а делегации США, Великобритании и Франции вернулись в зал заседаний, на трибуну поднялась американский госсекретарь Хиллари Клинтон. Обвинения в адрес США, прозвучавшие из уст иранского президента, она назвала "дикими", а сам Иран — "единственной страной, присутствующей на этой конференции, не выполняющей свои обязательства по ДНЯО".
Далее Клинтон продолжила своё выступление в весьма резких тонах. "Оказалось, что иранский президент приехал сюда без всяких намерений улучшить режим ДНЯО, он прибыл, чтобы отвлечь внимание от неспособности собственного правительства исполнять свои международные обязательства", — сказала она.
"Среди других вещей, о которых говорил сегодня президент Ирана, было его заявление о том, что он согласился с предложением МАГАТЭ по поставкам топлива для исследовательского реактора. Иран ранее неоднократно делал путанные, противоречивые и неточные заявления, чтобы создать впечатление, что он занимает гибкую позицию ", — отметила Клинтон.
"Но мы не видим до сих пор никаких признаков того, что Иран действительно намерен принять октябрьское предложение МАГАТЭ (по обмену урана на ядерное топливо. — Ред.) или какой-либо вариант этого предложения, который служил бы достижению цели создания доверия", — сделала неутешительные выводы Клинтон.
Сойдя с трибуны, Клинтон подошла к журналистам. Она сказала, что не верит в готовность Ирана провести обмен своего урана на российское и французское ядерное топливо. Не верит потому, что, поначалу соглашаясь на что-либо, иранцы затем выставляют всё новые и новые условия своей сговорчивости.
"Я могу вам сказать, что он (Ахмадинежад) знает адрес МАГАТЭ. И он знает, чего от него ждут. Он может дать ответ в любое время, и мы все еще приветствовали бы хороший, честный, легитимный и настоящий ответ. Но мы, как вы знаете, ждем", — сказала Клинтон. Она добавила, что за невыполнение своих обязательств Иран должен отвечать и против него должны быть ужесточены санкции.
По окончании заседания Ахмадинежад встретился с Пан Ги Муном. Генсек ООН призвал иранскую сторону возобновить переговоры с "шестёркой" посредников в лице США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии. Пан Ги Мун сказал также, что Ирану следует выполнять решения ООН и МАГАТЭ о допуске на ядерные объекты и согласиться на обмен урана на ядерное топливо из России и Франции. Реакции Ирана пока не последовало.
Выступления Ахмадинежада и Клинтон показали, что обе стороны настроены непримиримо. Иранское согласие на обмен топлива оказалось весьма туманным и расплывчатым. А США, давно ратующие за ужесточение санкций против Ирана, тоже не готовы отступать. Если конференция по выполнению ДНЯО задумывалась как площадка для сближения позиций США и Ирана, то пока это явно не получается.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.