30 апреля исполняется 35 лет со дня падения Южного Вьетнама. Когда его столицу Сайгон заняли войска Северного Вьетнама. Это событие завершило Вьетнамскую войну, которая с перерывами велась с конца 1945 г. В результате разделенная с конца 1954 г. страна объединилась под властью коммунистов.
Почему было невозможным мирное сосуществование двух государств по примеру Германии или Кореи? Дело в том, что вьетнамцы не мыслили себе страну разделенной. Как известно, в январе 1973 г., подписав Парижское соглашение "о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме", США после многолетних боевых действий (поддерживая Южный Вьетнам, они стремились воспрепятствовать распространению коммунизма в Юго-Восточной Азии) решили оставить эту страну. В Северном Вьетнаме это расценили как полную капитуляцию Америки, которая развязывала руки для объединения страны по "красному варианту".
И хотя нельзя сказать, что США полностью отказались от поддержки своего сателлита (война и без их участия продолжалась) и поставляли в ограниченном количестве оружие и денежную помощь, всё это не могло заменить американского воинского контингента. Тем более что эту помощь Конгресс постоянно урезал. Как результат — к 1975 г. вооруженные силы Южного Вьетнама испытывали большой недостаток горючего, запчастей, медикаментов и боеприпасов.
Напомним, что уход американцев действительно напоминал бегство с поля боя: в начале 1973 г. значительная часть Южного Вьетнама находилась под контролем северовьетнамцев, которые даже после Парижского "мира" не прекратили боевые действия.
Южный Вьетнам находился тогда в крайне уязвимом положении. Ведь американцы ушли не только из Вьетнама, но также из граничащих с ним Лаоса и Камбоджи. И они тут же стали надежным оплотом северовьетнамских войск, которые теперь теснили своего противника с трех направлений.
Ситуацию усугубляло разложение южновьетнамской армии. Многие солдаты не хотели воевать со своими северными братьями и косо смотрели на своё руководство, ориентировавшееся на Америку, которую почти все во Вьетнаме винили во всех его бедах. Кроме того, самостоятельно, без прежней американской денежной помощи, Сайгон был не в состоянии даже обеспечить свою арми деньгами.
Причем значительная часть населения была на стороне северян, что неудивительно, поскольку треть южан вообще не имела работы, а те, что имели, страдали от прогрессирующей инфляции, "съедавшей" зарплату. Как результат — от разделительной линии в центральном Вьетнаме до острова Фукуок на крайнем юге орудовали многочисленные партизанские отряды.
Всё вместе это сильно уменьшало перспективы на сохранение независимости Южного Вьетнама. И последним ударом по ней стал импичмент, выраженный в августе 1974 года парламентом США президенту Ричарду Никсону, который обещал южновьетнамскому коллеге Нгуену Ван Тхиеу в случае "агрессии с севера" защитить страну. Новый глава государства Джеральд Форд таких обязательств не имел. И к тому же американское общество еще не отошло от вьетнамского кошмара, чтобы вновь его испытать.
В начале марта 1975 г. красный север начал генеральное наступление на юге, в результате которого через 55 дней страна вновь соединилась. Весь мир обошли трагические кадры бегства представителей южновьетнамской администрации и военных советников США на американских вертолетах. Вашингтон испытал очередное "индокитайское" унижение. Утром 30 апреля северовьетнамские танки протаранили ворота американского посольства в Сайгоне. Этим событием завершилась Вьетнамская война, полный крах потерпели многолетние усилия США по недопущению коммунизации Индокитая.
Примечательно то, что этот успех стал возможен во многом благодаря советской военной помощи. Взять хотя бы те же самые танки, на которых северовьетнамцы ворвались на ключевые объекты Сайгона. Это были наши Т-54. Еще большую роль в срыве американских планов во Вьетнаме сыграли поставки советских зенитно-ракетных комплексов, а также присутствие пусть и небольшого контингента советских военных специалистов в этой стране. А еще раньше, в 1954 г., благодаря поставкам из СССР артиллерии и зенитных орудий вьетнамцам удалось разгромить французских колонизаторов при Дьен-бьен-фу.Врезультатечегоибылсоздан независимый Северный Вьетнам.
Читайте также: Французские легионеры говорят о Вьетнаме с ужасом
Тем не менее сегодня во Вьетнаме не любят вспоминать эту советскую помощь. Даже в музеях, посвященных войне, о которой идет речь, трудно встретить фотографии или другие свидетельства присутствия советских специалистов в этой стране. Знаменитый командующий северовьетнамскими силами генерал Зиап, разгромивший французских колонизаторов и сыгравший немалую роль в поражении американцев, в своих воспоминаниях ни слова не написал о советской военной помощи. Американский генерал Ф. Дэвидсон, тоже участник тех событий, считает, что одна из главных причин подобного отношения на всех уровнях — вьетнамский национализм, направленный против всех без исключения белых, а не только против французов или американцев.
Вот что в этой связи сказал "Правде.Ру" живущий во Вьетнаме эксперт по индокитайским войнам Василий Базлов:
— Вьетнамцы по праву считают эту победу своей и не желают ею с кем-либо делиться. Они всегда были отличными воинами. Трижды громили могущественных монголов, перед которыми палана колени большая часть мира. Всегда побеждали и китайских захватчиков. А потом настал черед французов и американцев. Советская помощь была существенной. Но вьетнамцы считают её недостаточной. Приведу такой пример. Против них сражалась полумиллионная американская армия. СССР же ограничивался посылкой весьма небольшим количеством военной техники и расчетов ПВО. Ханой настаивал на нанесении воздушных ударов советской стратегической авиацией по американским аэродромам в Таиланде, откуда она вылетала на бомбежки. Но советское руководство опасалось то ли начала полномасштабной войны со Штатами, то ли того, что не сможет покупать для своих чад американские джинсы.
И даже то вооружение, которое мы посылали Вьетнаму, было далеко не всегда самым новым. Достаточно вспомнить, как представители арабских стран, всякий раз битые Израилем, жаловались Политбюро на "плохую" советскую технику. А им отвечали, что "вьетнамские товарищи о такой технике, как у вас, могут только мечтать. И, тем не менее, бьют самых сильных империалистических врагов, а вы не можете справиться с каким-то Израилем".
И это действительно так. На каких танках северовьетнамцы штурмовали Сайгон? На старых Т-54. Я не говорю о том, что Москва могла бы поставить Ханою новейшие Т-72. Но уж Т-62-е мы бы точно могли им дать. Или та же авиация. Да, мы поставили Вьетнаму партию Миг-21-х. Но в то же время мы отказывались направлять туда Миг-25-е. Посудите сами, кто больше участвовал в тех событиях, мы или американцы?
И, наконец, последнее. Мало кто знает, что советское руководство всеми силами пыталось удержать Ханой от "освободительного" похода в Южный Вьетнам. Всё по той же причине: оно панически боялось войны с США. И пускала в ход такие аргументы: "Существуют же ГДР с ФРГ, а также КНДР и Южная Корея, и ничего!" На это вьетнамцы отвечали в таком духе: "Мы, конечно, очень уважаем вас за то, что вы разбили Германию, но мы сами решим, как нам поступать в своих делах!" Они были недовольны позицией СССР в отношении вьетнамского вопроса еще с 1954 г. Ведь тогда, после оглушительного разгрома французов в Дьен-бьен-фу они готовились встретить независимость всей страной. Но у них её украли. Под нажимом США СССР согласился на разделение Вьетнама на две части, северную и южную.
Что касается утверждений, будто Ханой променял дружбу с Москвой на хорошие отношения с Вашингтоном и Пекином, это неправда. Вьетнам выстраивает с ними отношения на холодно-партнерской ноте и разговаривает на равных.
То, что на некоторых направлениях развиваются отношения с теми же американцами, неудивительно. Глупо игнорировать сильнейшую экономику мира, какой является американская. Вообще же, независимый курс страны дает свои плоды: в то время как многие страны стонут от кризиса, во Вьетнаме число бедных за этот самый кризисный период сократилось с 12 до 10 процентов, — заявил Василий Базлов.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.