Премьер-министр Польши Дональд Туск обнародовал 28 апреля на проведенной им пресс-конференции сведения о первом этапе расследования катастрофы самолёта Ту-154 под Смоленском. Напомним, что при крушении лайнера 10 апреля погибли президент Лех Качиньский, его супруга Мария и ещё 94 человека, летевшие на траурную церемонию в Катынском лесу.
"С большой долей вероятности можем утверждать, что причиной падения самолета не была авария самолета или взрыв на борту", — сказал Туск. По его словам, некоторые устройства лайнера перестали работать 10 апреля в 10 часов 41 минуту по московскому времени. То есть за 15 минут до предполагаемого времени падения самолета.
Однако большая часть пресс-конференции премьера была посвящена взаимодействию польского следствия с российской стороной. "Россия выполнила обязательства и даже во многих ситуациях готова выйти вне рамки конвенции, когда есть такая просьба со стороны Польши", — заявил Туск.
"С первых часов катастрофы мы находимся в постоянном контакте с россиянами. Было несколько телефонных разговоров и личных встреч, как с президентом РФ Дмитрием Медведевым, так и с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Нет никаких оснований говорить о том, что российская сторона каким-либо образом затрудняет следствие", — подчеркнул он.
Разговоры о российской стороне, которая, якобы, что-то скрывает, связаны с тем, что покойный польский президент, мягко говоря, не жаловал Россию. Так, вскоре после трагедии его соратники по партии "Право и справедливость" начали подозревать российские власти в том, что те якобы виноваты в трагедии. Особенно отличился депутат Сейма от ПиС Артур Гурский, интервью которого газете Nasz Dziennik 12 апреля вызвало шквал возмущения среди поляков.
"Вероятно, россияне хотели помешать Качиньскому принять участие в мероприятиях в Катыни… это диверсия, имевшая политические причины. Не будем забывать, что от нас ушел настоящий польский патриот, который не боялся занимать твердую позицию в отношении России, который хотел вести политику партнерства, а не вассалитета", — сказал, в частности, пан Гурский.
Читайте: Катынский излом Леха Качиньского.
Поляков все годы правления Леха Качиньского старались приучить, что Россия исторически представляет собой для Польши главную опасность. Большинство поляков действительно относятся к нашей стране без особых симпатий. Однако столь откровенное проявление русофобии они не оценили. Группа политических и общественных деятелей ответила Гурскому письмом с ёмким названием "Spasiba!". Его текст опубликовало 13 апреля издание Tygodnik Powszechny.
"Мы обращаемся к гражданам России с благодарностью за их призыв к примирению. Мы восхищены той помощью и солидарностью, которые обращены к нам как со стороны российского государства, так и со стороны рядовых жителей России в этот трагический для нас период. Мы воспринимаем эти жесты и слова особенно ощутимо, ибо они являются отрицанием сущности преступления многолетней давности — они являются манифестацией такой России, которой мы всегда желали ее народу", — отметили авторы воззвания.
15 апреля публикацию в том же духе поместила и газета Rzeczpospolita: "Путин вместе с Медведевым молятся в церкви и ставят свечки за погибших в катастрофе, произносят необыкновенно теплые послания, объявляют национальный траур (в России еще никогда не объявляли траур не по гражданам страны). Они действительно растроганы. А другиероссияне? Сколько цветов и свечей в Катынском лесу, перед польским посольством, консульствами! А сколько электронных писем, звонков с соболезнованиями мы получили от знакомых из России!".
Многие простые поляки не очень стеснялись в выражениях относительно слов Гурского. "Я полька. Стыдно за такую статью, такие слова. Я слежу ха тем, что говорят польские СМИ. И везде подчеркивают поддержку со стороны России, благодарят за помощь", — написала посетительница одного из форумов. Не найдя понимания среди большинства соотечественников, пан Гурский 15 апреля решил извиниться. Он сказал, что обвинял Россию в подавленном состоянии, и выразил надежду, что Россия и Польша вместе выяснят причину трагедии.
Но уже 26 апреля в вышеупомянутой газете Rzeczpospolita появилась новая порция подозрений в адрес России. "Выясняя причины катастрофы, следует задавать любые вопросы. Нельзя исключить, что ошибки были совершены с российской стороны. Нельзя исключить, что россияне захотят их скрыть. Необходимо требовать от Москвы полной прозрачности в процессе изучения причин аварии", — говорится в статье.
Для некоторых наиболее русофобски настроенных поляков гибель Леха Качиньского стала поводом для очередного выплеска своих эмоций. В минувшие выходные хулиганы осквернили памятник польско-советскому воинскому братству в городке Олеснице на юго-западе страны. На голову советскому воину одели мусорное ведро, а венчала акт вандализма надпись "За Качиньского — смерть русским!".
Удивительно, что все эти спекуляции происходят на фоне в целом удовлетворенности руководства Польши ходом расследования. На прошлой неделе в Москве побывал министр обороны Богдан Клих. Он заявил, что расследование ведётся в соответствии со всеми международными стандартами. И, учитывая огромный масштаб следственных действий, в весьма сжатые сроки.
В научном центре Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в Москве пан Клих лично смог прослушать запись речевого аварийного самописца. Тогда же его ознакомили с предварительными результатами расшифровки "чёрных ящиков". Со своей стороны, вице-премьер России Сергей Иванов сказал, что наша страна также заинтересована в полном и объективном расследовании. Именно для того, чтобы избежать всех спекуляций по этому поводу.
Польские власти вроде бы осознают, что быстро расследовать дело о катастрофе не получится. На прошлой неделе генеральный прокурор Анджей Шеремет заявил, что установить все причины трагедии удастся лишь через несколько недель, а то и месяцев. Он добавил, что над анализом причин аварии российские и польские эксперты будут работать независимо друг от друга. Вместе, наверно, было бы лучше. Но права вести самостоятельное расследование у Польши, естественно, никто отнять не может.
И вот теперь о том, что Россия делает всё возможное, чтобы правда о катастрофе Ту-154 была установлена, заявил и премьер Туск. Но что бы он ни сказал — среди поляков наверняка останутся те, кто ему не поверит.
Слишком глубоко за десятилетия, а то и столетия антироссийской пропаганды вошла в сознание многих поляков мысль о том, что во всём виновата Россия.
Впрочем, как показала реакция большинства поляков на саму трагедию и на отношение к ней россиян, этот народ способен адекватно воспринимать добрые к себе чувства.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.