25 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко вновь обрушился с обвинениями в адрес России. На этот раз за то, что она якобы оставила в беде свергнутого президента Киргизии Курманбека Бакиева. И в этой связи также подверг резкой критике "за бездействие" Организацию Договора коллективной безопасности. Заодно напомнив о том, что Россия, выстраивающая отношения с Белоруссией на базе прагматизма, не платит ей за аренду военных баз.
А теперь по порядку.
"Я попросил у своих помощников справку о трудоустройстве высокопоставленных "беженцев", осевших в России. Аскар Акаев — бывший президент Кыргызстана, Аслан Абашидзе — бывший лидер Аджарии, а также бывший глава "Нафтогаза" Украины, бывший министр внутренних дел Украины, бывший мэр Одессы и многие другие", — сказал президент, выступая 25 апреля в Минске.
"Разве это не двойные стандарты? Разве это не противоречие? Почему тогда это (приезд в Россию свергнутого в 2005 году киргизского президента Акаева. — Ред.) считалось возможным, а приехать нынешнему президенту в Белоруссию — невозможно?", — задался вопросом белорусский лидер.
"Я принял человека, с которым был в хороших отношениях. Он не являлся моим другом, как те президенты, которые его "кинули". Бакиев не сделал для Белоруссии столько, сколько он сделал для России", — возмутился Лукашенко.
И, между прочим, это уже не первое заявление, в котором Лукашенко обрушивается на Россию за её позицию по Киргизии. Но вернемся к выступлению 15 апреля. По мнению белорусского лидера, РФ была обязана немедленно собрать заседание Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят и Киргизия, и Белоруссия, и сама Россия.
"Вы же посмотрите. Случилось бы такое среди членов НАТО, Евросоюза даже — немедленно завтра собрались бы. А здесь государственный переворот! Свергли законно избранного президента, зажали где-то в горах, стрельба кругом. На грудь наступили коленом… и давят со всех сторон: если ты не согласишься, будет война", — сказал Лукашенко.
"Ну что это за ОДКБ? Все молчат. У нас там кто, Россия председательствующая? Давайте соберемся, давайте обсудим. Пригласим его туда и скажем тем, кто там власть захватил: погодите, давайте разберемся, давайте поговорим. Может, Курманбек не прав. Мы ему об этом скажем. Ноль эмоций, ноль внимания. Как же так? Поэтому я и начал реагировать", — отметил белорусский лидер.
В своем вчерашнем выступлении Лукашенко говорил не только о "трудоустройстве высокопоставленных "беженцев". Он затронул и недавно подписанный российско-украинский договор, согласно которому Черноморский флот продлит своё пребывание в Севастополе на 25 лет. Президент Белоруссии напомнил, что на территории его государства у России тоже есть важные военные объекты. Например, станция раннего предупреждения о ракетном нападении близ города Барановичи, а также база, обеспечивающая связь с подводным флотом России в Атлантике в районе Вилейки.
Читайте также: Союзное государство прикрыли… зонтиком ПВО
"Если президент России забыл про Барановичи и Вилейку, надо вспомнить. Если он хочет знать, сколько они платят нам за них, в отличие от Севастополя — ноль. Ноль рублей, ноль копеек, ноль долларов", — заявил по этому поводу белорусский лидер. И добавил: "На Западе у Российской Федерации, кроме белорусских вооруженных сил, никого больше нет".
Заметим, что это было лишь одним из резких заявлений в адрес России, сделанным Лукашенко в последние дни. Так, 21 апреля он подверг её резкой критике "за прагматизм" в выстраивании рыночных отношений. Мол, подрывает основы Союзного государства России и Белоруссии. "Мы выжили в условиях кризиса и сейчас вынуждены благодарить не Россию. Кого мы должны благодарить? В кавычки беру — своих "врагов": МВФ, Европу, Запад. Они нам эти займы давали, чтобы страна выжила", — подчеркнул белорусский лидер.
"Российское руководство решительно взяло курс на так называемую прагматизацию отношений с нашей страной, переводя их на исключительно так называемые рыночные принципы. Введены практически запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты. Нас последовательно выдавливают с российского рынка, пытаются изолировать от транзитных евразийских маршрутов", — сказал Лукашенко. Правда, не приведя конкретных примеров.
"В этой мутной воде свой кусок от нашей экономики совершенно беззастенчиво пытаются урвать олигархические группы, которые, по большому счету, и затеяли эту мышиную возню. Такая прагматизация подрывает фундамент "Союзного государства", разрушает его экономическую составляющую. Россия исходит из того, что "никуда не денутся". Денемся. В центре Европы страна пустовать не будет. Я не могу позволить себе унижать собственный народ. В землянки пойдем, но выживем!", — считает Лукашенко.
В связи с подобного рода нападками среди наблюдателей появились оценки, формулируемые, например, так: "Лукашенко становится на антироссийские рельсы". Насколько это верно?
— Александр Лукашенко давно бы встал на антироссийские рельсы, если бы только мог, — высказал свое мнение "Правде.Ру" Богдан Безпалько, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ.
— Препятствием ему служит то, что на Западе он выглядит "белой вороной" и потому не может порвать с Россией. А его нынешние громкие заявления обусловлены тем, что он испытывает все большее давление с нашей стороны. Дело в том, что до последнего времени экономика Белоруссии в значительной степени базировалась на доходах от пошлин на транзит российских товаров, главным образом, энергоресурсов, через белорусскую территорию.
А теперь, — продолжает эксперт, — российское руководство решило пересмотреть прежние преференции, поскольку белорусские коллеги по целому ряду вопросов не идут нам навстречу. Например, Лукашенко заигрывает с Западом, не признает Абхазию и Южную Осетию, даже наладил отношения с Ющенко и т. д.
Батька отказывается идти нам навстречу, но при этом желает получать преференции в прежнем объеме. И заявления по ОДКБ с его стороны следует расценивать в том же ключе. Тем более что Белоруссия в силу объективных причин не может играть в этой организации направляющую роль.
Все заявления Лукашенко, — подчеркнул наш собеседник, — направлены на то, чтобы напугать Москву и заставить её отказаться от перехода на рыночные отношения. И для этого он пускается во флирт с Западом. Его поведение можно сравнить с поведением девушки, которая гуляет с одним парнем и пытается добиться от него замужества флиртом с другим в попытке возбудить ревность.
Заместитель директора Института стран СНГ и Балтии Владимир Жарихин тоже считает, что Александр Лукашенко отнюдь не отказался от диалога с Россией. И лишь разыгрывает готовность с ней порвать.
— В отличие от прошлых лет Россия уже не намерена выстраивать союзнические отношения, ничего не получая взамен, — поясняет эксперт в интервью "Правде.Ру". — Раз таковых де-факто нет, что доказывает само поведение Лукашенко, Москве приходится развивать с Минском рыночные отношения. Это и вызвало истерику в Белоруссии. И Лукашенко, видя нарастающие проблемы в экономике, с помощью резких заявлений стремится вступить в перепалку с российским руководством, чтобы переложить на него ответственность за ухудшение положения.
Ведь экономика Белоруссии, по сути, была выстроена за счет самых серьезных уступок с нашей стороны. Мы поставляли Минску по льготным ценам газ и нефть, делая вид, что не замечаем, как он перепродает наши же энергоресурсы на Запад.
Но любовь должны быть взаимной. Лукашенко громче всех кричит о союзе с Россией, но на деле получается так, что Белоруссия не является союзником России. Вот Англия является союзником США и направляет свои войска всюду, где воюют американцы. А как ведет себя Белоруссия? Мы от нее такого не требуем, нам достаточно было признания Абхазии и Южной Осетии.
В этой связи, — напомнил Жарихин, — обращаю внимание и на его последние высказывания. "Батька" критикует ОДКБ за бездействие и т. д. Но вспомните, как пару лет назад он клятвенно заверял белорусскую общественность, что, вступая в эту организацию, Минск не отправит в Среднюю Азию ни одного солдата.
Впрочем, вряд ли он пойдет на серьезную конфронтацию с Россией, на экономике которой Белоруссия в значительной степени завязана. Смысл нынешних заявлений Лукашенко состоит в шантаже России относительно его собственной незаменимости. Он пока еще питает надежды, что Москва, видя угрозу его ухода на Запад, сменит жесткий тон.
Лукашенко не встал на "антироссийские рельсы". Но и на "российские рельсы" не хочет становиться, — заключил эксперт.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.