Сегодня в Харькове встретились президенты России и Украины. Дмитрий Медведев и Виктор Янукович обсудили широкий круг вопросов, накопившихся за время, когда у власти в этой стране был Виктор Ющенко. И теперь два государства пытаются наверстать упущенное и исправить то, что было разрушено в их взаимоотношениях.
Одна из важнейших тем — цена на российский газ. Едва заняв президентский пост, Янукович дал понять, что будет добиваться её снижения. Накануне украинские СМИ распространили информацию о том, что Россия готова на это, но ждет от Украины встречных шагов. В частности, упоминалась вероятность передачи контрольного пакета акций авиастроительного концерна "Антонов". Говорилось в прессе и о том, что правительства двух стран вот-вот договорятся о таком его партнерстве.
Однако, как стало известно, Дмитрий Медведев в ходе встречи пообещал безо всяких иных условий скидку на российский газ в 100 долларов при цене в 330 долларов за одну тысячу кубометров и 30 процентов - при другой цене.
Другая тема, очевидно, напрямую связана с выбором Харькова как места для переговоров. Это крупнейший промышленный центр Украины, где расположено множество крупных предприятий — как военных, так и гражданских. При этом немалое их число очень тесно связаны с Россией. А зачастую являются важной частью технологической цепочки российской "оборонки" и высокотехнологичной гражданской промышленности.
Одно из таких предприятий — Харьковский авиастроительный завод. Его посетили в рамках своей встречи оба лидера. Здесь производятся знаменитые "Аны" — самолёты, используемые как в военных, так и в гражданских перевозках. И, чтобы сохранить уникальное предприятие, Украина и Россия по только что названной причине просто обречены на сотрудничество. И это касается не только авиастроения.
Развал СССР очень тяжело сказался на оборонных предприятиях, заводах "двойного назначения", гражданских высокотехнологичных заводах и в России, и на Украине. Восстановить разорванные связи мешали политики. Бывший президент Виктор Ющенко открыто заявлял о желании вступить в НАТО, а в 2008 году благодаря ему украинское оружие использовалось в Южной Осетии против российской армии.
В таких условиях Россия задавалась вопросом: а стоит ли развивать военно-техническое сотрудничество с государством, которое постоянно делает в отношении РФ недружественные шаги? Безусловно, полный разрыв куда больней ударил бы по украинскому ВПК.
И он был близок. Достаточно вспомнить слова, которые в 2008 году произнес бывший глава компании "Укрспецэкспорт" Сергей Бондарчук: "Через два-три года Украина утратит отечественный ВПК. Без оружия останутся и вооруженные силы Украины".
И вот теперь, похоже, столь мрачная перспектива отпадает. После смены власти в этой стране стало возможным вернуться к военно-техническому сотрудничеству, от которого выиграют обе стороны.
— Сложно даже сказать, кому оно больше выгодно, Украине или России, — рассуждает на эту тему в беседе с "Правдой.Ру" директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. - Не стоит, например, забывать и о том, что благодаря этим связям Россия получает немало продукции гражданского назначения. Но я глубоко сомневаюсь в том, что Москва действительно была намерена поставить перед Киевом вопрос о том, что она снизит цены на газ за известные уступки по важным предприятиям, включая и оборонные. Дело в том, что это потребовало бы многодневной работы для разного рода согласований.
Однако сама идея может оказаться вполне востребованной. Ведь сегодня "Антонов", несмотря на свою конкурентоспособность на мировом рынке, дышит на ладан. Что связано с целым рядом причин. Но Россия может спасти это производство.
Вообще-то, такой разговор российская сторона вела давно. Но в 2005 г., после прихода к власти на Украине "оранжевых", он был забыт. Тогдашний президент Виктор Ющенко решил вывести украинский ВПК из кризиса с помощью американцев. Например, пытался оживить "Антонова" и знаменитый "Мотор Сич" с помощью "Сикорского" и других известных авиационных производителей США.
Однако их представители приехали,посмотрели и уехали, отказавшись помогать. Одна из причин в том, что Вашингтон всегда очень косо смотрел на поддержку американскими компаниями иностранных "коллег", видя в них конкурентов и предпочитая развивать собственную промышленность.
Читайте также: Янукович балансирует
Теперь надежда на Россию. В последние годы ее руководителей стали склоняться к намерению перевести свой ВПК на "замкнутый цикл", при котором все необходимое для вооруженных сил будет производиться на собственной территории. Но для этого необходимо построить новые предприятия. Что обойдется гораздо дороже, чем закупка соответствующей продукции на Украине. Так что развитие военно-технического сотрудничества выгодно в равной степени и Москве, и Киеву", — убежден эксперт.
О том же, но аргументируя мысль своими очень любопытными фактами, говорил "Правде.Ру" первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
- Украинская часть ВПК была одной из важнейших частей общесоюзной оборонки. И остается таковой для российского ВПК. Чего, например, стоит хотя бы один "Южмаш", на котором производили баллистические ракеты "Воевода", больше известные как "Сатана". Они считались самыми эффективными ракетами, которых больше всего боялись американцы.
Или другой момент, связанный с ОКБ Антонова, — возвращается эксперт к знаменитому предприятию. — Там очень квалифицированный и креативный коллектив, производящий широкий спектр авиации гражданского и военного назначения, востребованной во многих странах, включая Россию. Возьмем хотя бы Ан-124 "Руслан". Это тяжелый транспортный самолет, не имеющий аналогов в мире и способный перевозить грузы до 55 тонн весом. Причем его гражданский вариант может выполнять полёты на всех географических широтах и на особо дальние расстояния.
А сейчас на "Антонове" разрабатывают гражданскую версию сверхтяжелого шестисоттонного транспортного самолета Ан-225 "Мрия", способного перевозить грузы до 300 тонн. А пассажирская версия будет конкурировать с самым большим в мире лайнером Airbus А380. Однако без взаимодействия с Россией и субсидирования ею производства реализация проекта может быть отложена на годы, а то и десятилетия. И это далеко не полный перечень производимой "Антоновым" продукции, которая для нас крайне интересна.
Потому вполне логичным было бы наше желание включить эту структуру в свою авиастроительную отрасль. Взять хотя бы то, что из 200 выпущенных "Русланов" 46 эксплуатируются в России.
Кроме того, украинские конструкторы разработали новый пассажирский самолёт Ан-158. Он представляет собой усовершенствованную модель Ан-148, который сегодня производится в России — на заводе в Воронеже. Для того чтобы поставить все эти разработки на конвейер и найти устойчивые рынки сбыта, Россия и Украина просто обязаны сотрудничать как можно теснее.
Есть и другие предприятия украинского ВПК, в приобретении которых мы заинтересованы. Среди них можно сразу назвать знаменитый Николаевский судостроительный завод, на котором можно строить корабли всех классов до авианосцев включительно.
Или Украинскую двигателестроительную компанию "Мотор Сич", которая создала недавно газотурбинный двигатель МС-500 для лёгких вертолётов, в том числе для российских "Ансатов". Сейчас на них стоят американские двигатели PW207K, и это мешает реализации машины на мировом рынке. Производители из США обязали российскую сторону не продавать эти вертолеты, чтобы не создавать конкуренции западным авиастроителям. С украинскими двигателями таких проблем не будет.
Словом, для России украинские предприятия крайне важны, как и в целом весь комплекс сотрудничества в военной и гражданской отраслях.
Кроме того, следует помнить, что, покупая предприятия в этой стране, мы будем оказывать на ее руководство все более заметное политическое влияние. Поэтому идею с приобретением контрольного пакета акций подобных компаний стало бы очень удачным ходом с нашей стороны", — резюмировал Константин Сивков.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.