Китай не намерен поддерживать радикальные санкции в отношении Ирана, с помощью которых можно было бы остановить его ядерную программу. Об этом говорится в заявлении, которое сделала 20 апреля официальный представитель МИД КНР Цзян Юй. Она подчеркнула, что Пекин настаивает на дипломатическом решении иранской ядерной проблемы, мол, наиболее эффективны именно "диалог и переговоры".
Так Цзян Юй прокомментировала начавшееся 15 апреля в Нью-Йорке обсуждение "шестеркой" (Россия, США, КНР, Франция, Великобритания и Германия) дополнительных — помимо действующих с 2006 года — санкций против Ирана. "Мы многократно подчеркивали, что участие КНР в этих обсуждениях не означают того, что решение иранской ядерной проблемы путем переговоров закрыто", — подчеркнула дипломат.
Это стало холодным душем для тех, кто рассчитывал на серьезное изменение позиции Китая по иранскому вопросу. Напомним, что в начале 2010 года Пекин, казалось, был готов смягчить свою позицию отказа от обсуждения нового пакета антииранских санкций.
И в начале апреля даже согласился сделать их предметом переговоров "шестерки". Как и Россия, чья позиция претерпела похожую эволюцию. Причем президент Дмитрий Медведев, выступая 14 апреля в Брукингском институте в Вашингтоне, сказал, что допускает неизбежность санкций.
Казалось, что еще немного, и они будут введены. Но теперь становится ясно, что Пекин намерен в первую очередь настаивать на дипломатических переговорах. А без его одобрения как постоянного члена Совбеза ввести санкции невозможно.
Следует признать, что эксперты и раньше выражали скепсис относительно способности "шестерки" быстро договориться по этому вопросу. Не исключено, что принятие готовящейся резолюции Совбеза ООН может затянуться до июня. Ведь в мае в этой организации будет председательствовать Ливан, руководство которого заявляло о категорическом неприятии каких бы то ни было антииранских санкций. Что обусловлено огромным влиянием в стране проиранского движения "Хезболлах".
Напомним: США и другие страны Запада настаивают на скорейшем введении дополнительных санкций в отношении Ирана, чтобы вынудить его отказаться от реализации своей ядерной программы. 11 февраля президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что произведена первая партия обогащенного до 20 процентов урана и что страна способна осуществить еще большую степень обогащения. Это было расценено как еще одно подтверждение немирного характера иранской ядерной программы.
Читайте также: Иранскую ядерную программу вновь проверят "на прочность"
Так не обрушила ли нынешняя позиция Китая всякую надежду на введение дополнительных санкций? А если нет, то насколько они могут быть эффективными? На эти вопросы в интервью "Правде.Ру" ответили эксперты Лана Раванди-Фадаи, Александр Храмчихин и Сергей Лузянин.
Лана Раванди-Фадаи, эксперт Института Востоковедения:
- Учитывая те разногласия, которые имеются у России и Китая с Западом по иранской проблеме, принять по-настоящему эффективные санкции невозможно. Исламская Республика по-прежнему остается их важным экономическим партнером, и эти две страны не намерены от него отказываться. Но даже если представить себе, что Ирану вообще запретили торговать с другими государствами, это не сможет остановить его ядерную программу, которая стала национальной идеей. И Тегеран готов к наихудшему развитию событий. Он обладает солидными ресурсами, чтобы пересидеть даже полную блокаду.
И заявление официального китайского представителя при ООН о том, что Пекин настаивает исключительно на дипломатическом решении проблемы, сделано не случайно. Тем самым Поднебесная дает понять: если она и будет голосовать за санкции, то — абсолютно безобидные для Тегерана. То есть компромиссные, а значит, неспособные как-то на него повлиять.
Заместитель директора Института Дальнего Востока Сергей Лузяни:
— Китай давно и последовательно отстаивает свою позицию в отношении Ирана, которая сводится к тому, что санкции не решат проблему и лишь её обострят. И такая позиции не лишена логики.
Пекин обращает внимание на то, что ещё никому не удалось доказать военный характер иранской ядерной программы, а мирное освоение атома ему никто не запрещал. Кроме того, ряд вопросов можно снять при помощи инспекций МАГАТЭ, поскольку Иран не закрывал им полного доступа к своим ядерным объектам.
С другой стороны, если ввести санкции, это закроет доступ для дипломатических усилий. Разумеется, на Китай оказывается давление. Но он оказался неуступчивым. И в случае, если попытаются ввести санкции, которые будут ущемлять экономические интересы КНР, она просто наложит вето. Как бы там ни было, эта позиция лишний раз доказывает, что Китай уже позиционирует себя как супер-держава, которая не намерена следовать в фарватере американской политики.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:
- Иранскую ядерную программу можно остановить. Но лишь в том случае, если Тегерану перекроют продажу нефти, за счет которой он эту программу финансирует. Однако Китай, который черпает оттуда "черное золото", на это не согласится ни при каких обстоятельствах. А в то же время и свои обещания, данные мировому сообществу, не нарушит. Будет обсуждать санкции, но не голосовать за их введение. Есть и другой фактор, помимо нефти. В последнее время активно развивается ирано-китайское военно-техническое сотрудничество. В частности, на последнем параде, проведенном в Тегеране, персы показали якобы разработанные ими современные комплексы ПВО, очень сильно напоминающие российские С-300. Которые, скорее всего, имеют китайское происхождение.
Впрочем, дело не только в экономике. Очень важен и геополитический момент. Китай пытается продвигать своё влияние по всему миру, и делает это небезуспешно. Особое место в его планах занимает Ближний Восток с его нефтяными ресурсами. И Пекин не намерен уступать кому бы то ни было в борьбе за них. Потому, напрямую не отказываясь от введения санкций, будет постоянно, до бесконечности, затягивать с последним словом. Считаю, что в перспективе вырисовываются два варианта. Либо Иран получает доступ к ядерному оружию, либо воспрепятствовать этому сможет единственная существующая сегодня сила — Израиль, который нанесет удар.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.