Египет по праву считается одним из главных государств арабо-мусульманского мира. Он имеет для этого все необходимые качества: солидный политический вес, обусловленный не только выгодным географическим положением (находится в центре арабского мира, на перекрестке Азии, Африки и Европы, контролируя важнейшие транспортные коммуникации), но и наибольшей численностью населения.
Как говорят, каждый третий араб является египтянином. Кроме того, это одна из самых развитых стран арабского мира, обладающая самыми мощными вооруженными силами в регионе, которые по численности превосходят даже израильские.
И, разумеется, Каир это активно использует для усиления своего влияния. Что в определенной степени ему удается. Можно, к примеру, назвать своего рода традицию избирать на пост генерального секретаря ЛАГ (Лиги Арабских Государств, объединяющей страны арабского мира) именно его представителей. За всю историю этой организации во главе её стояли шесть человек. Из них пятеро, включая нынешнего руководителя, Амра Мусу, - египтяне. Кроме того, штаб-квартира этой влиятельной межарабской структуры находится именно в Каире.
АРЕ (Арабская Республика Египет) в известной степени оказывает влияние и на мировую политику. Страна пытается стать независимой "третьей силой" в регионе, в том числе на Ближнем Востоке, а также мудрым миротворцем между враждующими арабскими группировками. Особенно рельефно это наблюдается в отношении Палестины. Египетское руководство рассчитывает на то, что создание единого палестинского правительства облегчит достижение более крепкого мира с Израилем.
Как показывает ход событий, от того, какого курса придерживается Египет, во многом зависит и общий расклад сил на Ближнем Востоке, и развитие ситуации в соседних странах. Очень часто там корректируют свои планы и действия с учетом позиции АРЕ.
До какого-то времени лидерство Египта в арабском мире оспаривал Ирак. Теперь, будучи оккупирован иностранными войсками, он уже не играет прежней роли. Тем не менее пока Египту не удается стать общепризнанным лидером. Для этого ему не хватает финансовых ресурсов. Которых с избытком у его главного конкурента - Саудовской Аравии.
Более того, в настоящее время Египет является главным объектом обвинений со стороны радикалов в "предательстве интересов арабского мира". Критикуют его и за стремление выстраивать отношения исключительно с ФАТХ в противовес исламистам ХАМАС. В чем усматривается нежелание "злить" Израиль, поскольку нелегальное снабжение боевиков, обосновавшихся в секторе Газа, ведется главным образом с египетской территории. Однако в действительности Каир в первую очередь опасается того, что усиление фундаменталистов ХАМАС в соседней Палестине приведет к росту террористической активности внутри самого Египта. И нынешний президент страны Хусни Мубарак прекрасно помнит о судьбе его предшественника Анвара Садата (был убит террористами во время военного парада).
Напомним, что именно Египет в середине 1950-х гг. поднял на щит идею общеарабского единства, которая сделала популярным эту страну в глазах простых арабов. И именно Египет руками Анвара Садата нанес сильнейший удар по фундаменту выстраиваемого здания арабского единства, подписав в 1979 г. сепаратный мир с "врагом арабов номер один" Израилем.
За это страну пирамид на 10 лет сделали изгоем, по сути, выгнав из арабского сообщества. Египет исключили не только из ЛАГ, но и ОИК (Организации Исламская Конференция). Причем столицу ЛАГ перенесли из Каира в Тунис, а большинство арабских стран разорвало с Египтом дипломатические отношения.
Читайте также: Судан верит Москве больше, чем Каиру
Впрочем, к концу 80-х гг. президенту Мубараку удалось вернуть страну в число лидеров арабского мира. И это несмотря на то, что во многом сохранился взятый Садатом курс на выстраивание отношений с США и Израилем.
На преемственность в политике, которую исповедует АРЕ, обращает внимание и арабист Сергей Голубев.
"Несмотря на то, что при Мубараке внешнеполитический курс претерпел некоторые изменения, - подчеркнул он в интервью "Правде.Ру", - этот президент в целом не отказался от взятого его предшественником курса. Возвращение Египта в межарабские организации было прогнозируемо, учитывая то, какую исключительно важную роль он играет на Ближнем Востоке. На какое-то время другие арабские страны сделали Египет изгоем. Однако без него, обладающего самыми крупными вооруженными силами в регионе, они не могут рассчитывать на успешные военные действия против Израиля. И потому были вынуждены смириться с тем, что Египет пытается наладить с ним мирный диалог", - считает эксперт.
Одной из главных целей египетской внешней политики остается не просто сохранение, но и развитие привилегированных отношений с США. Это достигается в первую очередь за счет активного сотрудничества в экономической и военно-технической областях. Ежегодно Египет получает от Штатов 1,3 млрд долларов безвозмездной военной помощи. В этом отношении он занимает второе место в мире после Израиля. А с 1988 г. имеет особый статус союзника США из числа стран, не входящих в НАТО. Такие отношения с американцами позволяют Египту подстраховаться и на случай обострения в отношениях с Израилем.
Вряд ли есть повод усомниться в том, что нынешняя политическая элита и впредь постарается быть в глазах главных игроков мировой политики единственным действенным посредником, способным повлиять на мирное разрешение ближневосточного конфликта.
Однако что произойдет, когда Хусни Мубарака правящего страной почти 30 лет, сменит другой президент? Это, разумеется, зависит от того, что это будет за политик. Напомним, что все вышеупомянутые 30 лет и до сих пор Египет противостоит радикальным исламистам, которые угрожают светскому режиму. Одним из последствий "предательства Садата" стал рост протестных (в основном фундаменталистских) настроений. И хотя Мубараку удалось справиться с развязанной в конце 1990-х гг. исламистами волной террора, борьба эта далеко не закончена. Главная проблема состоит в том, что каждый пятый египтянин живет за чертой бедности, и это дает почти неисчерпаемый ресурс для привлечения новых боевиков.
Интерес представляет и другой факт. За время правления Мубарака радикальные исламисты в лице "Братьев мусульман" добились того, что сейчас владеют 20 процентами парламентских мандатов. А 20 лет назад у них не было и 10 процентов.
Разумеется, США и Израиль постараются не допустить возможного прихода к власти враждебного им режима. Но, как показывает история с Ираном (прежним другом), их влияние на ситуацию тоже не безгранично. В данном случае - на постепенную радикализацию Египта. Что неизбежно - и не в лучшую для мира сторону - повлияет на ситуацию по всему Ближнему Востоку.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.