Участие в международном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне явно разочаровало грузинского президента, который при всей своей напористости добился весьма скромных результатов от визита в американскую столицу.
Неофициальную встречу Михаила Саакашвили с Бараком Обамой назвать знаковой поостереглись даже пропрезидентские грузинские СМИ. В первую очередь потому, что короткое общение грузинского гостя и хозяина Белого дома состоялось "на полях" саммита. Первоначально в протокольной программе американского президента, которая включала также двусторонние беседы "с глазу на глаз" с главами 12 стран из 47 приглашенных на саммит, встреча с Саакашвили даже не предусматривалась.
The Washington Post предположила, что глава Белого дома воздержался от встречи с Михаилом Саакашвили, чтобы не раздражать Москву. Между тем, отмечала газета, Обама счёл необходимым переговорить с лидерами грузинских соседей — Турции и Еревана, а также Украины. Впрочем, отмечает издание, Саакашвили ещё повезло: главу Азербайджана Ильхама Алиева и вовсе не позвали на антиядерный форум, хотя республика соседствует с ядерным Ираном и могла бы повлиять на ситуацию.
Только после того, как критики Барака Обамы обвинили его в готовности пожертвовать своим преданным союзником на Кавказе ради отношений с Москвой, хозяин Белого дома провел краткую незапланированную встречу с президентом Грузии. Как сообщил официальный представитель Совета национальной безопасности США при Белом доме Майкл Хаммер, Обама "подтвердил поддержку Соединенными Штатами суверенитета и территориальной целостности Грузии и приветствовал сохраняющуюся приверженность президента Саакашвили демократическим реформам". Обама также поблагодарил гостя за "существенный вклад" Грузии в войну в Афганистане.
Кроме Барака Обамы кавказский гость встретился с вице-президентом США Джозефом Байденом, посетил Хельсинкскую комиссию Конгресса США, пообщался с сенатором Лугаром и представителем США на торговых переговорах в ранге члена кабинета Роном Кирком, в ведении которого в Америке находятся, в частности, вопросы, касающиеся ВТО. Эти встречи Михаила Саакашвили в Вашингтоне также проходили в сдержанной атмосфере и обошлись без громких заявлений.
После столь скупых знаков внимания со стороны Белого дома глава Грузии попытался привлечь к себе интерес участников ядерного форума громкими заявлениями о том, что Тбилиси якобы удалось пресечь попытки контрабанды высокообогащенного урана, в основном российского производства.
Читайте: Тбилиси "рассекретил" призрачные военные базы США.
Тбилиси, сообщил Саакашвили в своем выступлении на саммите, принимает активное участие в сокращении глобальных угроз. С помощью международного сообщества уже удалось предотвратить возможные инциденты, однако в Грузии, по словам президента, все еще остаются опасные места, где не осуществляется международный мониторинг. Это так называемые "оккупированные территории".
Из этой речи получается, что Грузия едва ли не мировой перекресток ядерной контрабанды. За последние 10 лет в стране предотвращены восемь попыток нелегальной продажи высокообогащенного урана. Последняя такая попытка была пресечена в марте этого года, заявил Михаил Саакашвили.
Эту спецоперацию по перехвату оружейного урана власти страны провели самостоятельно, без международной помощи. Уровень его обогащения превышал 70 процентов, и такой уран вполне мог быть использован для создания "грязной" атомной бомбы. Впрочем, перехваченная партия составляла всего несколько граммов, это был лишь образец "на пробу", тогда как в случае заключения сделки предполагалось продать более крупную партию урана, пишет The Guardian со ссылкой на грузинские источники, отмечая, что для изготовления одной бомбы нужно как минимум 25 килограммов этого вещества.
На "урановой теме" Тбилиси спекулирует всякий раз, когда ему нужно показать, какая угроза исходит от северного соседа. Но в этот раз что-тоне сработало. Возможно, участники саммита находились под большим впечатлением от подписанного ранее в Праге соглашения между Москвой и Вашингтоном по СНВ, которое открывает новую страницу в истории ядерного противостояния двух держав. Куда большее внимание мирового сообщества занимают ядерные программы Ирана и Северной Кореи, нежели тщетные попытки грузинского лидера убедить участников встречи в том, что "оккупированные территории" (так Саакашвили называет Абхазию и Южную Осетию) являются потенциальными источниками угрозы ядерного терроризма.
После того как его "не услышали" на саммите, Михаил Саакашвили продолжил свои тезисы о вкладе Грузии в борьбу с ядерным терроризмом уже в американских СМИ. Отвечая на вопрос радиокомпании NPR (общественное радио США), почему Грузия участвует в ядерном саммите, хотя не является ядерным государством, Михаил Саакашвили заявил: "Для того чтобы препятствовать распространению ядерного оружия, страна должна иметь эффективную и прозрачную демократию. Думаю, мы боролись за строительство именно такой страны. Были случаи, когда мы обнаружили у наших границ контрабанду обогащенного урана, и для борьбы с этим нужны сила и стратегия".
"Только коллективной ответственностью можно защитить будущее поколение", — считает Саакашвили.
Очень интересная мысль об ответственности, особенно если принять во внимание персональную ответственность грузинского лидера перед своим народом, который по его вине оказался втянутым в братоубийственный конфликт на Кавказе.
За полтора года, прошедшие со времен "пятидневной войны", американо-грузинские отношения претерпели серьезные изменения. Безоговорочная поддержка Грузии, которая якобы стала едва ли не жертвой российской агрессии, сменилась трезвым анализом последствий случившегося. Сегодня многие американские политологи де-факто принимают утрату Грузией двух своих территорий и считают похолодание в отношениях между Вашингтоном и Тбилиси возвратом к исторической норме.
Новое отношение к тому клубку проблем, который существует сегодня вокруг Грузии, отразилось на страницах ряда американских аналитических изданий. Известный политолог и издатель журнала The National Interest Дмитрий Саймс в статье "Наш никудышный автократ" разоблачает основные мифы вокруг прошлогоднего конфликта. Автор на основании заключений экспертов ЦРУ, Пентагона, ОБСЕ, а также многих журналистов и свидетелей событий пишет о том, что именно президент Грузии лично отдал приказ о танковой атаке на Цхинвал и позиции российских миротворцев.
Грузинский лидер, по мнению Саймса, давно вёл себя неадекватно и необоснованно, передав, например, однажды в Кремль сообщение о том, что если Москва встанет на пути у его планов, то грузинская армия проучит вооружённые силы РФ, оттеснив их до самого Ростова. Никто в СНГ не увидел в кавказском конфликте прямую угрозу собственному суверенитету и не увеличил свои оборонные расходы, так что не может быть и речи о том, что эти действия нужно расценивать как новый российский империализм — пишет Саймс.
Лайонел Бинер, временный представитель Совета по международным отношениям и член правления постоянных сотрудников издания USA Today, пишет, что произошедшее увеличение дистанции между Тбилиси и Вашингтоном является обоснованным, ибо более реалистично отражает отношения между двумя странами и в историческом, и в идеологическом плане.
По его словам, в Тбилиси были не готовы к таким резким переменам и к тому, что Запад де-факто примет результаты прошедшей войны. Неприязнь к России сегодня уже не является идеей, объединяющей подавляющее большинство грузин. Грузинское общество сейчас находится в состоянии, которое правильнее было бы назвать поиском собственной идентичности.
Как будут дальше выстраиваться отношения Грузии с Америкой, Европой и Россией, покажет время. Но сегодня оно уже не работает в пользу грузинского президента, который возвращается из Вашингтона явно не на коне.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.