В Венгрии 11 апреля состоялся первый тур парламентских выборов: уже все ясно с 386 депутатами из 507. Второй тур состоится через две недели, где определится ещё 121 парламентарий. Но уже практически очевидна смена политической ориентации новой власти.
Убедительную победу одержала правоконсервативная, умеренно националистическая партия "Венгерский гражданский союз" ("ФИДЕС"), набравшая 52,77 процента голосов. Ей досталось 206 из 386 мест. Аналитики предсказывают, что во втором туре победа будет ещё более убедительной. Ни у кого нет никаких сомнений в том, что премьер-министром (вместо социалиста Гордона Байнаи) станет лидер "ФИДЕС" Виктор Орбан, уже занимавший этот пост в 1998 -2002 гг.
Второе место заняла Венгерская социалистическая партия (ВСП), правившая страной на протяжении последних восьми лет. За неё проголосовали только 19,3 процента избирателей, в активе — лишь 28 мест. На два меньше — 26 у праворадикальной партии "За лучшую Венгрию" ("Йоббик"), которую многие, и не без оснований, считают неонацистской. Она набрала 16,71 процента.
В парламент прошли также "зелёные" из партии "Политика может быть другой" (LMP). Она смогла заручиться поддержкой 7,42 процента голосов и получает пять мест. Остальные не смогли преодолеть необходимый пятипроцентный барьер.
Такой результат стал возможен потому, что находившиеся у власти социалисты полностью провалили экономическую политику. Ещё в 2006 году Венгрия оказалась на грани банкротства, а спустя два года едва не объявила дефолт. Премьеры-социалисты Ференц Дьюрчань и Гордон Байнаи пытались спасти положение, резко повысив налоги и урезав социальные расходы. Но — безуспешно.
В результате избиратель повернулся лицом к умеренным националистам из "ФИДЕС". Её лидер и будущий премьер Орбан уже пообещал снизить налоги и создать в течение 10 лет миллион рабочих мест. С учётом того, что Венгрия — парламентская республика, где всей полнотой власти обладает премьер, определять политику страны теперь будет именно этот человек.
Результаты венгерских выборов наверняка всколыхнут всю Европу. Ещё никогда в послевоенной истории континента две партии, эксплуатирующие националистические лозунги, не набирали в сумме 70 процентов голосов. Если внутри- и внешнеполитические программные установки "ФИДЕСа" и "Йоббика" начнут воплощаться в жизнь, венгерский вопрос может стать головной болью и для Евросоюза, и для России, и для Украины, где в Закарпатье проживает немало венгров.
Особое внимание обращают на себя программные положения партии "Йоббик". За неё, как показывали опросы, голосовали преимущественно потерявшие работу жители сельской местности. В упомянутой программе отстаивается необходимость изгнания из Венгрии сотен тысяч проживающих в ней цыган, среди которых очень высок уровень преступности. Другими виновниками обрушившихся на страну несчастий объявлены иностранные банки и евреи. А для выхода из кризиса, дескать, нужно оздоровить нацию и вернуться к истинно венгерским ценностям.
Цыгане действительно доставляют правоохранительным органам Венгрии немало хлопот. Однако со столь радикальными призывами последний раз выступал примерно 75 лет назад не кто иной, как Адольф Гитлер. Уже этого достаточно, чтобы считать "Йоббик" неонацистской партией. Более того. Ее активисты любят щеголять в военной форме, подобной той, которую носили венгерские нацисты в 30-40-е гг. прошлого века. В качестве флага нередко используется красно-белое полотнище того же происхождения.
Читайте также: Венгрия готова отдать власть националистам?
В прошлом году лидер партии Габор Вона выступил с инициативой воссоздать в стране жандармерию, которая в годы Второй мировой войны занималась отправкой евреев и цыган в нацистские концлагеря. Параллельно раздавались призывы предъявить территориальные претензии к Словакии, Румынии, Сербии и Украине, где проживает свыше трёх миллионов этнических венгров. Наконец, активисты "Йоббика" то и дело оскверняют стоящий в центре Будапешта памятник советскому Воину-освободителю.
В декабре прошлого года Верховный суд запретил созданную руководителями ультраправых общественную организацию "Венгерская гвардия", активно использующей нацистскую символику. Однако вскоре она может вновь начать существовать на законных основаниях. Ведь недавно будущий глава правительства Орбан называл её не иначе как "группой гражданской самообороны".
Перейдём к личности его самого. Орбан не столь радикален, как "Йоббик", однако и его заявления вынуждают многих поглядывать в сторону Будапешта с опаской. Например, один из краеугольных камней его программы — раздача венгерских паспортов этническим мадьярам из Словакии, Румынии, Сербии и Закарпатской области Украины. "Речь идёт об объединении нации", — провозгласил Орбан в прошлом году. Руководители соседних стран обвинили его в попытке провести ползучую аннексию части их территории.
К тому, что три с лишним миллиона венгров оказались вне пределов этнической родины, привели итоги Второй мировой войны. Венгрия, будучи союзницей Германии, потеряла значительную часть территорий. И Орбан неоднократно провозглашал, что это — вопиющая несправедливость. Желание пересмотреть послевоенное устройство Европы налицо.
К России Орбан относится не лучшим образом. Будучи десять лет назад премьер-министром, он называл отношения с нашей страной не иначе как "пережитком прошлого". Этот политик выступает категорически против участия Венгрии в проекте газопровода "Южный поток". Впрочем, в последнее время Орбан говорил о необходимости развивать отношения с Россией и недавно даже побывал в Москве. Какой в действительности курс он изберёт в отношении нашей страны — покажет только время. Но, сколь ни тревожно выглядит ситуация, так ли уж страшна для Европы победа умеренных (и не очень) националистов?
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" высказал такое суждение:
— Венгерские правые и ультраправые одержали победу во многом за счет спекуляции на эмоциях людей. Но стоит заметить, что их успех отражает общую тенденцию "поправения" Западной и Восточной Европы. Это явление закономерное. В данном случае рост националистических настроений определяется не только сложностями в экономике, порождаемыми кризисом, но и миграционными процессами, происходящими в Европе. (В Венгрии сложнейшей является проблема цыган. — Ред.).
Но не стоит переоценивать случившееся на выборах в Венгрии. Ведь у ЕС есть рычаги для давления на эту страну. И поэтому я убежден: политические силы, пришедшие там к власти, не смогут реализовать большинство своих лозунгов. Это подтвердилось, кстати говоря, в соседней Австрии, где также несколькими годами раньше победили националисты. В Евросоюзе по этому поводу подняли такой крик, что им ничего не оставалось, как резко умерить свой непомерно радикальный тон. С тех пор даже самые крайние идеи националистов, пришедших к власти, постоянно корректируются, смягчаются. Думаю, в Венгрии произойдёт то же самое.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.