Интерпол выдал 5 апреля ордер на арест Рагад — старшей дочери бывшего президента Ирака Саддама Хусейна. Сделано это было по запросу нынешнего иракского руководства. Женщину обвиняют в терроризме и преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.
41-летняя Рагад Саддам Хусейн, как и ее мать Саджида Хейралла Тальфах, уже несколько лет разыскиваются иракскими властями. Обеих женщин подозревают в пособничестве боевикам, проведении пыток во времена пребывания Саддама у власти, а также в растрате государственного имущества. Кроме ближайшей родни бывшего диктатора, Ирак добивается выдачи бывшего вице-президента Иззата Ибрагима ад-Дури.
Местонахождение Рагад Хусейн прекрасно известно. Она уже несколько лет проживает в столице Иордании Аммане. У неё пятеро детей — два сына и три дочки. В 2006 году Рагад организовала за границей специальный правовой комитет в защиту своего отца. Она лично привлекала адвокатов для Саддама, участвовала в демонстрациях в поддержку бывшего диктатора. Но, как известно, успеха её инициатива не имела. По приговору суда 30 декабря 2006 года отца повесили.
Что касается её матери, то о ней известно меньше. В Интерполе предполагают, что она часто меняет место жительства, появляясь попеременно в Иордании, Сирии и Йемене. В столь же бурной политической деятельности, как дочь, Саджида замечена не была.
Отметим, что у Саддама Хусейна было шестеро детей. Пятерых родила ему Саджида. У разыскиваемой Рагад две сестры — Рана и Хала. Большую известность приобрели её братья Удей и Кусей, занимавших в годы правления отца ряд высокий постов. Они были убиты в ходе боестолкновения с американцами в городе Мосул на севере Ирака семь лет назад. От второго брака с Самирой Шахбандар у диктатора остался сын Али.
История с попыткой поймать Рагад Хусейн длится уже несколько лет. В 2003 году, когда США и их союзники оккупировали Ирак, она сумела бежать в Иорданию. Как видно по судьбе её братьев, женщине крупно повезло. Новые власти страны наравне с американцами устроили самую настоящую охоту на родственников Саддама Хусейна, убив десятки из них. Некоторых — без суда и следствия, некоторых — по суду.
Читайте: Казнь "Химического Али" не остановила иракских террористов.
В 2006 году руководство Ирака первый раз объявило Рагад Хусейн в международный розыск. Ей инкриминировали организацию значительной части террористических атак, происходивших тогда чуть ли не ежедневно. Женщину также обвиняли в разжигании розни между представителями шиитской и суннитской общин (сама она принадлежит к последним). В ответ Интерпол выпустил "красное уведомление", призывавшее полицию всех стран помочь с розыском Рагад.
Но тогда же премьер-министр Иордании Мааруф Бахит в категорической форме отказался выдать Рагад Хусейн. Он дал понять, что женщина и её семья находятся под защитой иорданской королевской семьи. Министр разъяснил, что убежище ей предоставили в обмен на отказ от политической деятельности. Данное условие Рагад не раз нарушала, но статус гостьи короля Абдаллы II у неё никто не отнимал.
В 2007 году последовало продолжение истории. В августе Интерпол выдал новый ордер на арест Рагад. Иракские власти тогда заявили, что собираются судить её за финансирование иракских боевиков. Но Иордания вновь категорически отказалась сделать это. "Её присутствие в Иордании обусловлено исключительно гуманитарными соображениями. Она не участвует ни в какой политической или общественной деятельности", — объяснил пресс-секретарь правительства Иордании Насер Явдех.
Надо сказать, что Рагад Хусейн отметилась не только участием в кампании по защите отца. 3 июля 2006 года в кувейтской газете "Аль-Ватан" появилось её фото в купальнике. Для мусульманского Востока это стало настоящим откровением, некий житель Кувейта подал на издание в суд. Служители закона встали на его сторону, и в начале 2007 года газета была на три дня закрыта, а её главный редактор оштрафован на сумму, превышающую десять тысяч долларов.
В последующие два года продолжали действовать два старых ордера на арест Рагад Хусейн, новые не выдавались. Возможно, потому, что слишком много внимания привлёк к себе процесс по делу бывшего министра обороны и двоюродного брата Саддама Али Хасана аль-Маджида по прозвищу "Химический Али". Дело по обвинению этого политика в геноциде курдов и шиитов рассматривалось более трёх лет. Наконец, в январе нынешнего года он был казнён. И теперь всё внимание снова оказалось переключено на дочь диктатора.
Пока что власти Иордании не отреагировали на нынешний запрос об аресте Рагад. Но, повторим еще раз, до сих пор такую возможность они не допускали. И, похоже, в самом деле из гуманных соображений. Нынешние руководители Ирака в годы правления Саддама пострадали от его родственников и теперь одержимы жаждой мести. Вне зависимости от того, действительно ли те или иные из них виновны. Ну, а сфабриковать уголовное дело — это ни для кого и никогда не было большой премудростью.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.