7 апреля исполнился год со дня невиданных погромов, захлестнувших столицу Молдавии Кишинёв. Их устроила толпа, отказавшаяся признать итоги парламентских выборов, на которых убедительную победу одержала правящая Партия коммунистов. В руках у погромщиков были флаги Румынии и лозунги типа "Мы — румыны".
Власти, уступив давлению, пересчитали голоса, и в результате оказалось, что коммунисты потеряли конституционное большинство. А оно позволяло им независимо от мнения прорумынской и прозападной оппозиций избрать президента. (Молдавия — парламентская республика, где главу государства выбирают депутаты. — Ред.). Три попытки сделать это оказались бесплодными, парламент пришлось распустить.
К этому моменту полномочия прежнего главы государства, коммуниста Владимира Воронина истекли. А прошедшие в конце июля новые выборы депутатов дали коалиции четырех оппозиционных партий относительное большинство мест. Правда, опять-таки недостаточное для избрания президента без участия коммунистов. Исполняющим обязанности руководителя страны стал лидер Либеральной партии Михай (Михаил) Гимпу, а премьером — глава либерал-демократов Влад (Владимир) Филат.
Попытка нового парламентского большинства завершить, наконец, долгий процесс обретения руководителя государства провалилась. Лидеру Демократической партии Мариану Лупу не удалось набрать необходимые 61 из 101 голоса депутатов. Страной в статусе и. о. так до сих пор и правит Гимпу. Что не мешает ему на пару с Филатом проводить курс, кардинально отличающийся от проводимого прежней властью.
В отличие от Воронина, выступавшего за сохранение нейтралитета, Гимпу и Филат хотят изменить Конституцию, точнее — отменить внеблоковый статус страны и вступить в НАТО. Если прежний президент был против тесного, союзнического сотрудничества с Румынией, то новый правящий тандем, напротив, — за.
Чуть ли не каждую неделю они повторяют, что государственный язык должен называться не молдавским, а румынским. И весь год, минувший со дня погромов, президент Румынии Траян Бэсеску (теперь уже при полной поддержке нового молдавского руководства) открыто заявлял, что государства "Молдавия" нет, а есть два румынских государства.
Читайте: Молдавия назовёт своими именами. Румынскими.
При нынешней ситуации в стране неясно, что будет с Приднестровьем. Если Воронин хотя бы предпринимал попытки договориться с Тирасполем о разделении полномочий, то Гимпу и Филат не собираются давать ему никакой автономии. И. о. президента и премьер делают всё, чтобы поскорее выдавить из Приднестровья находящихся там ещё со времён войны 1992 года российских миротворцев. Что, естественно, левобережье Днестра устраивать не может.
О том, в каком направлении движется Молдавия, в интервью "Правде.Ру" размышляет заведующий отделом Молдавии Института стран СНГ Геннадий Коненко.
— Каковы перспективы достижения компромисса в стране?
— В стране продолжается тяжелейший внутриполитический кризис, обусловленный очень жестким противостоянием между правящей либерально-демократической коалицией и коммунистами. Причем последние демонстрируют готовность вести диалог, а первые — нет. Они всячески стараются выдавить коммунистов даже с второстепенных должностей в руководящих страной структурах.
А в правительстве их уже давно нет. Все более-менее важные посты и там, и в правительстве, и в правоохранительных органах, даже в СМИ и т. д. заняты представителями тех самых четырех партий, которые сегодня составляют правящую коалицию. Коммунисты фактически отстранены от власти. При этом "приверженец демократии" Гимпу всячески пытается заткнуть им рот и в парламенте. Да не только он.
Бросается в глаза, что либерально-демократическая коалиция не хочет контактировать с коммунистами даже на уровне диалога. А без этого почти невозможно вывести страну из того внутриполитического тупика, в котором она находится.
— Как долго, по-вашему, страной будет править "и.о."?
— Специальная комиссия из Евросоюза рекомендовала нынешнему молдавскому руководству решить вопрос о 78-й статье Конституции и внести туда поправки. Суть предложения в том, что, если после двух голосований в парламенте президент так и не будет избран тремя пятыми голосов, то во время третьего — его должны выбрать простым большинством.
Интересно, что оппозиционеры-коммунисты, которые, казалось бы, по логике вещей обязаны были торпедировать такое предложение, согласились на него. А либерально-демократическая коалиция, настроившаяся на вступление в евроатлантические институты, — отвергла. Получается комичная ситуация: ярые сторонники вступления в Евросоюз открыто заявляют, что для них предложения ЕС не указ. А противники евроинтеграции - коммунисты намерены рассмотреть этот отказ работать "по евросоюзовской инструкции".
Впрочем, надежда на то, что Гимпу примет эти предложения (под напором коммунистов или под нажимом ЕС), еще остается. Тем более что сторонники этого имеются и в самой либерально-демократической коалиции.
Одна из причин, почему Гимпу тянет с ответом, состоит в том, что, если согласится, тогда придется объявить досрочные парламентские выборы, с перспективой президентских, а значит — потерей нынешнего кресла, пусть и с приставкой "и.о.".
— Куда могут завести Молдавию стремление Гимпу и Филата вступить в Евросоюз и НАТО?
— Что касается таких перспектив, то здесь существует немало проблем. И дело даже не в том, что в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса ЕС не намерен расширяться за счет слабых в экономическом отношении стран, какой является Молдавия.
Есть и проблема неурегулированного конфликта в Приднестровье. Что для правил вступления в ЕС и НАТО тоже неприемлемо. Правда, Гимпу и его сторонники пытаются реализовать другую схему: вступить в ЕС путем объединения с Румынией, которая уже является членом НАТО. Но допустят ли это в Брюсселе — другой вопрос.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.