Глава госдепартамента США Хилари Клинтон, выступив на пресс-конференции по итогам встречи глав МИД "Большой восьмерки", заявила, что все члены Совета безопасности ООН с правом вето готовы обсуждать введение санкций в отношении Ирана.
Особо отметив Китай и Россию, которые, как известно, до недавнего времени необходимость таких санкций отвергали. Клинтон пояснила, что шесть держав (члены Совбеза плюс Германия) продолжают сближать свои позиции. "Будет еще много консультаций, причем не только с представителями шести держав, но и с другими членами Совета безопасности", — добавила она.
Относительно России и Китая уместно привести и слова президента США Барака Обамы на его недавней встрече с французским коллегой. Мол, проблема во многом обусловлена тем, что два постоянных члена Совбеза ООН, от решения которых во многом зависит судьба санкций, Россия и Китай, связаны с Ираном "деловыми отношениями".
Согласие Китая позднее (в ночь на 1 апреля) подтвердила и постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс. По её словам, "Китай согласился вступить в серьезные переговоры, они должны начаться в ближайшее время".
Клинтон упомянула о том, что "будет еще много консультаций", неспроста. Она как бы продолжила мысль Обамы, касающуюся России и Китая. Да, сейчас они не исключают введения санкций. Но с существенными оговорками. На эту тему, к примеру, в марте российское руководство выступало не раз. Так, президент Дмитрий Медведев назвал подобные меры против Ирана "не оптимальным путем", однако возможным. При условии, что они не ущемят интересы гражданского населения. А МИД добавил, что Россия может поддержать "ужесточенные санкции" в том случае, если они не станут угрожать экономике этой страны.
Между прочим, для того, чтобы добиться согласия России и Китая на участие в обсуждении этой проблемы, Западу пришлось смягчить свой вариант санкций, в частности, отказавшись от ограничения экспорта иранской нефти.
Читайте также: Иранская "атомная фигура" всплыла в США
А каковы, вообще говоря, дозволенные рамки подобных санкций? Напомним, что в соответствии с решением ООН в декабре 2006 г. Тегерану уже запрещено поставлять материалы, оборудование и технологии, которые могут быть использованы в разработке ядерных и ракетных программ этой страны. И если, как оказалось, этого недостаточно, тогда что именно способно стать более эффективным? И до какого рубежа готовы дойти Россия и Китай?
Своими суждениями на этот счет поделились с "Правдой.Ру" эксперты Лана Раманди и Александр Храмчихин.
Лана Раманди, эксперт сектора Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения:
— Штатами предлагались так называемые парализующие санкции. То есть эмбарго на поставки на мировой рынок иранской нефти. Но США сами отказались от этой идеи, в немалой мере под влиянием партнеров по Совбезу ООН. Действительно, такое не выгодно никому. Учитывая мировой кризис и сохранение достаточно высоких цен на нефть, запрет на поставки иранской нефти взвинтил бы стоимость "черного золота".
Очень важно и то, что ни Россия, ни тем более Китай такую санкцию ни за что бы не одобрили. Потому что имеют в Исламской Республике важные экономические интересы и получают благодаря этому миллиарды долларов.
Но главное не первое и не второе. Будь даже такие санкции введены, это уже не остановит иранскую ядерную программу. Подобная мера могла бы стать эффективной несколько лет назад, когда эта программа еще не достигла нынешнего уровня развития. А сейчас Иран, по сути, уже у финишной черты, странно было бы ему вдруг остановиться. Тем более что в ядерную программу вложено столько денег и ресурсов. И, кстати, запас прочности у иранской экономики достаточно велик, она бы пережила эмбарго до того времени, пока не запустит ядерную программу. А, с другой стороны, сможет ли обойтись без Ирана мировая экономика?…
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа:
— Почему Россия согласилась на переговоры по санкциям? Да потому, что сознает: появление иранского ядерного оружия в первую очередь угрожает не США, находящимся от Ирана на огромном расстоянии, а ей самой. Тем более что в начале этого года Исламская Республика заявила о намерении потребовать от нас компенсации за оккупацию во время Второй мировой войны.
С Китаем посложнее, ведь Иран — один из его главных поставщиков нефти. Да и специалисты КНР активно помогают ему реализовывать ядерную программу. Однако Китай в последнее время исповедует такую тактику в своей внешней политике: не оставаться в одиночестве, в изоляции. И в отношении иранской проблемы он всегда действовал с оглядкой на Россию. Однако от КНР нельзя ожидать слишком многого. Уровень экономических связей Пекина и Тегерана таков, что вот так, прямо, первый не сможет полностью поддержать санкции, которые бы касались экспорта иранской нефти. И в лучшем случае, Китай при голосовании воздержится. С одной стороны, это позволит ему "сохранить лицо" в отношениях с ближневосточным партнером, а с другой — продолжать конструктивный диалог с Западом.
Для которого главное — добиться гарантии того, что КНР не применит вето. Между прочим, если воздержатся и она, и Россия, то голосов остальных постоянных членов Совбеза хватит для введения санкций. Но об этом говорить еще рано. Китай наверняка будет торговаться с Западом по поводу своей позиции".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.