В Брюсселе 26 марта продолжится саммит Евросоюза, начавшийся накануне. Параллельно проходит и встреча 16 глав государств еврозоны. Наиболее жаркие споры в четверг вызвала тема, официально не включённая в повестку дня. Речь шла о том, как же помочь оказавшейся на грани дефолта Греции.
Наибольшая интрига тут заключалась в позиции крупнейшей страны Евросоюза — Германии, на которую по этой причине и должно лечь наибольшее среди всех стран ЕС бремя помощи эллинам. Канцлер Ангела Меркель все последние недели выступала категорически против того, чтобы Греция получала какую-либо международную помощь. По некоторым данным, она вообще возражала против обсуждения этой темы в Брюсселе.
Однако 25 марта Меркель выступила в Бундестаге, где ей пришлось затронуть самый больной на сегодня для ЕС вопрос, но оставаясь сначала на жесткой позиции. То есть канцлер настаивала на том, что помощь Греции может быть оказана только в самом крайнем случае, причём в ближайшие дни эта страна не получит ни евро. Причем Меркель сослалась на то, что Афины не объявляли о своей неплатёжеспособности. Следовательно, спасать греков не от чего и незачем.
И все же некоторое смягчение ее позиции произошло. Теперь Меркель не возражает, чтобы помощь Греции оказал Международный валютный фонд (МВФ), где, между прочим, доля Германии также весьма существенна.
Читайте: Призрак греческого дефолта напугал Европу.
Если же какие-то другие страны ЕС захотят финансово поддержать эллинов, то Германия не будет против. Однако она решительно отвергает вариант, допускающий выделение средств и из общего фонда Евросоюза, и из МВФ. Такое, заявила канцлер, возможно опять-таки лишь в крайнем случае, который пока не наступил.
"Вместе мы (государства-члены ЕС. — Ред.) сильнее. Но хороший европеец — это не обязательно тот, который быстро приходит на помощь", — сказала она. И отвергла все обвинения в бессердечности и равнодушии немцев к греческой беде: "Абсурдно делать Германию козлом отпущения за проблемы, которые нам сейчас приходится решать".
Однако, как ни влиятельна Германия, её твёрдость не встретила понимания у коллег по Евросоюзу. По мнению заместителя главы Еврокомиссии Вивиан Рединг, кризис в Греции способен вызвать "финансовое цунами" по всей Европе. "Если Греция дойдет до дефолта, его последствия проявятся повсюду — в Великобритании, Испании, Франции, Португалии, Италии", — сказала она. Рединг призвала Меркель поставить общеевропейские интересы выше национальных и согласиться помочь Греции, не дожидаясь "крайнего случая".
Не разделяет точку зрения немецкого канцлера и премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. "Мы приехали сегодня в Брюссель для того, чтобы принять решение. Возможно, мы договоримся о выделении двусторонней помощи со стороны фонда и ЕС", — сказал он непосредственно перед началом саммита. По его мнению, основное бремя помощи должен взять на себя Евросоюз и, прежде всего, государства, входящие в зону евро.
При этом Юнкер фактически признал, что переубедить Германию будет трудно. "Я считаю, что будет использовано смешанное финансирование за счет двусторонних кредитов и помощи МВФ. Я не сторонник прибегать к помощи МВФ, но некоторые государства зоны евро упоминают такую возможность", — сказал люксембургский премьер, отвечая на вопрос, каким в итоге будет решение.
Подробно высказался 25 марта и премьер-министр председательствующей в ЕС Испании Хосе Луис Сапатеро. "Европейская помощь Греции — это не подарок, а заем, который должен быть возвращен с процентами", — заявил он.
В то же время он, как и его коллега из Люксембурга, не согласился с Меркель, что главным источником кредитов для Греции должен быть МВФ. Сапатеро уверен, что эту функцию нужно взять на себя странам зоны евро, и можно вообще обойтись без Международного валютного фонда.
Перед началом саммита взял слово и премьер-министр самой Греции Георгиос Папандреу. По его словам, ситуация, когда государственный долг его страны составляет 300 млрд евро, а дефицит бюджета — 13 процентов, является вызовом для всей зоны евро. Папандреу уверен, что основное бремя по спасению его страны должны взять на себя именно страны зоны евро.
Надо сказать, что кое-чего греческому премьеру удалось добиться. Вечером 25 марта он провёл переговоры с Сапатеро, и глава испанского правительства согласился оказать помощь из средств Европейского фонда поддержки. Неназванный представитель Еврокомиссии уточнил, что речь идёт о сумме в 30 миллиардов евро.
Ещё один голос в защиту Греции подал глава Европарламента Ежи Бузек, традиционно открывающий саммит ЕС. "Решение по Греции должно приниматься не только 16-ю странами зоны евро, а с участием всех стран ЕС, в особенности тех, кто намерен присоединиться к зоне евро в будущем. Солидарность и ответственность — вот два слова, которые должны лежать в основе наших решений", — сказал он.
Помимо этого, председатель Европарламента призвал европейских лидеров принять по Греции долгосрочное решение, чтобы эту модель можно было применять в будущем в случае нового осложнения ситуации. Он также отверг идею Меркель о том, что главным спасителем греков должен выступить МВФ, заявив, что эту роль обязан взять на себя Евросоюз.
В итоге роль главного "уговорщика Германии" взял на себя президент Франции Николя Саркози. Он заключил с Меркель отдельное франко-германское соглашение. В нём говорится, что помощь Греции будет поступать в виде скоординированных двусторонних кредитов, которые будут предоставлять страны еврозоны наряду с кредитами Международного валютного фонда (МВФ).
"Соглашение занимает полторы страницы текста и очень точно определяет условия, при которых страны еврозоны смогут вмешиваться (для оказания помощи)", — указал близкий к переговорам источник. Соглашение немедленно передали президенту ЕС Херману ван Ромпею.
В итоге 16 глав государств и правительств стран еврозоны в ночь на пятницу поддержали компромиссный франко-немецкий план. Будущий кредит Греции будет на две трети состоять из средств ЕС, и на треть — МВФ. Предположительно, в ближайшее время греки получат от 20 до 30 млрд евро. Каждая из стран Евросоюза должна самостоятельно определить размер своего участия в программе помощи Греции.
Окончательное решение по Греции примут лидеры всех 27 стран ЕС на сегодняшнем заседании. Но каким бы оно ни оказалось, страсти вряд ли улягутся быстро. Кризис в Греции стал для Евросоюза настоящей проверкой на прочность. Причём не только экономическую, но и политическую.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.