Суд города Аахен в Германии приговорил к пожизненному заключению 88-летнего эсэсовца Генриха Бере за убийство троих голландцев, которое он совершил в 1944 году. Почему немецкому правосудию потребовалось 60 лет юридических разбирательств, чтобы нацистский преступник все же понес наказание?
Со времен Нюрнбергского процесса, проходившего с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, немецкие власти рассмотрели более 25 тысяч дел, связанных с военными преступлениями, совершенными офицерами и солдатами войск СС. Однако в годы холодной войны немецкая Фемида не спешила карать своих соотечественников. Из этих 25 тысяч дел большинство так и не дошло до суда.
Таким образом, многие военные преступники, подобно Генриху Бере, смогли спокойно дожить на свободе до преклонных лет. Однако теперь, когда им уже под 90, количество арестов и приговоров увеличилось. Возможно, под влиянием общественного мнения, на которое производит впечатление деятельность международного трибунала в Гааге, где судят за военные преступления, совершенные в последние десятилетия на Балканах и в других регионах мира.
Так или иначе, процессы против нацистских преступников привлекают все большее внимание граждан в Европе и в самой Германии, поскольку каждый из таких подсудимых может оказаться последним в истории. В Мюнхене, напомним, до сих пор продолжается суд над Иваном Демьянюком по обвинению в содействии убийству 27 900 заключенных лагеря смерти Собибор, где он служил охранником.
Читайте также: Процесс Демьянюка - Мюнхен судит, Львов защищает, Киев молчит
Так что за человек - Генрих Бере? Он родился в маленьком городке неподалеку от Аахена в семье голландца и немки, в детстве переехал с родителями в голландский Маастрихт. Сразу после немецкой оккупации этой страны Генрих в возрасте 18 лет записался в СС, воевал на Восточном фронте, а затем был возвращен в Нидерланды и включен в состав эсэсовской спецкоманды Silbertanne ("Серебряная ель").
Это карательное подразделение занималось уничтожением лиц, подозреваемых в причастности к Сопротивлению, а также расстрелами заложников. Последнее - в ответ на действия партизан - практиковалось нацистами по всей оккупированной Европе.
На заседании суда в декабре прошлого года Генрих Бере признал, что по приказу командира вместе с несколькими другими эсэсовцами расстрелял троих заложников: аптекаря и отца 12 детей Фрица Бикнезе, торговца-разносчика Тейна де Гроота, арестованного за помощь скрывавшимся евреям, и участника голландского Сопротивления Франца Кустерса. По словам Бере, как солдат он просто исполнял приказ старших офицеров. И добавил, что его коллеги, одетые в гражданскую одежду, вместе с офицерами СС стучались в дома людей - участников Сопротивления и стреляли в них в упор из пистолета с глушителем.
"Я знал, что за нарушение присяги меня самого казнят. В 1944 году я не думал, что совершаю преступление. Через 65 лет я, естественно, вижу все иначе", - заявил бывший каратель. Тем не менее суд признал Бере виновным в умышленном групповом убийстве. В своем слове председательствующий Герд Ноль особо подчеркнул, что людей убивали за чужие поступки и по принципу случайного выбора.
В 1949 году Бере за то же самое преступление был заочно приговорен к смертной казни судом Амстердама, после чего этот приговор заменили на пожизненное заключение. В начале 1980-х годов, когда местонахождение Генриха Бере обнаружилось, правительство Нидерландов обратилось к ФРГ с просьбой об экстрадиции, которая была отклонена. С тех пор голландские власти настаивали, чтобы он отбывал срок в Германии, но безуспешно.
В 2007 году немецкий суд, разбиравшийся с делом Бере, решил, что процесс 1949 года был недостаточно объективным. В апреле 2008-го бывшего эсэсовца все-таки привлекли к уголовной ответственности, уже по германским законам. Процесс неоднократно прерывался в связи с его неудовлетворительным физическим состоянием.
Теперь 88-летний Бере отправится в тюрьму и проведет там остаток своей жизни. Вместе с тем обозреватели выражают серьезные сомнения, что он, живущий в доме престарелых, страдающий заболеванием сердца и передвигающийся в инвалидной коляске, все же окажется за тюремной решеткой. Пример тому - история другого нацистского преступника, 90-летнего Иосифа Шенграбера. Этот бывший пехотный командир, в августе прошлого года также приговоренный к пожизненному заключению, находится на свободе, пока рассматривается его апелляция.
Завершившийся процесс над Генрихом Бере должен стать знаковым напоминаем некоторым политикам в странах Балтии, где «ветераны СС» все громче заявляют о себе как о национальных героях. На самом деле многие подразделения СС выполняли карательные функции, и члены этих формирований являются военными преступниками. Но прибалтийская Фемида так не думает.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.