Президент России Дмитрий Медведев завершил трехдневную поездку во Францию. Практические итоги этого визита намного превзошли официально объявленную цель: дать старт программе мероприятий в рамках проводимых в 2010 году Года России во Франции и Года Франции в России.
Накануне визита журналист Paris Match в беседе с российским лидером не случайно отметил, что он, как и Николя Саркози, принадлежит "к такому поколению государственных деятелей, которые отличаются откровенностью в разговоре". И впрямь характер французских встреч отличался редкой искренностью. "Вы понимаете — это очень открытый, очень легкий разговор", — поделился Николя Саркози с представителями СМИ своими ощущениями от встреч с российским коллегой. Дмитрий Медведев, в свою очередь, отметил откровенность Саркози. "Главное, — подчеркнул он, — что за последнее время те проблемы, которые были в XX столетии, ликвидированы — у нас нет идеологических расхождений".
Оба президента называют себя друзьями. Друг Николя положительно оценил инициативу подписания нового всеобъемлющего Договора о европейской безопасности. Ведь с подписания Хельсинского акта прошло 35 лет, политический ландшафт Европы претерпел кардинальные изменения. "И мы считаем, что нужно создавать новую рамку для того, чтобы обсуждать вопросы безопасности", — сказал Дмитрий Медведев своему французскому коллеге. "Теперь уже Россия не наш противник, а наш новый партнер", — резюмировал Саркози. В этом ключе лидеры двух стран и обсуждали назревшие проблемы.
По Ирану — Медведев выразил готовность обсуждать вопрос о санкциях. По Ближнему Востоку — оба президента сошлись во мнениях: если процесс урегулирования будет стоять на месте, то может разразиться катастрофа. Кроме того Франция и России договорились, что приложат усилия для создания новой основы валютно-монетарной системы. Париж публично взял на себя обязательство согласовать с другими партнерами по Евросоюзу вопрос о введении безвизового режима с Москвой.
Что касается продажи вертолетоносца "Мистраль", решено начать переговоры сразу по четырем кораблям. Стоя рядом с Медведевым в Елисейском дворце, Николя Саркози заявил, что не может сначала просить Россию о партнерстве в вопросах глобальной безопасности, а потом относиться к ней как к противнику в вопросах поставок. "Мы не можем сказать утром: "Да, я вам доверяю, давайте вместе проголосуем за резолюцию Совета Безопасности (ООН), а вечером сказать: "Нет-нет, корабль ("Мистраль") я вам продавать не буду", — приводит слова французского лидера The Financial Times.
Читайте также: Куда занесет российские вертолеты французский "Ветер"?
Помимо обстоятельной беседы с президентом Франции, глава российского государства провел переговоры с премьер-министром Франсуа Фийоном, встретился с руководителями обеих палат французского парламента. Отдавая дань протоколу, Дмитрий Медведев общался с мэром Парижа и выступил в городской ратуше, а также возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата у Триумфальной арки.
Экономическая составляющая визита также оказалась насыщенной. На встрече в штаб-квартире Национального объединения предпринимателей Франции (МЕДЕФ) Дмитрий Медведев охарактеризовал Францию как приоритетного делового партнёра России. И не ради красного словца. Во время беседы с представителями российских и французских деловых кругов он дал высокую оценку нынешнему уровню российско-французского экономического сотрудничества, особо отметив активное участие французских компаний в проектах "Северный поток" и "Южныйпоток".
Российский президент вернулся к экономической теме и на торжественном обеде, венчавшем официальную программу. "У нас десятки совместных проектов, — сказал российский президент. — Причем в самых передовых и высокотехнологичных областях — от космических исследований и атомной энергетики до цифровых технологий и фармацевтики. И в подавляющих случаях речь идет не о каком-то обычном сотрудничестве, а о настоящей кооперации. О передаче технологий, об обмене активами, о внедрении совместных разработок, зачастую не имеющих мировых аналогов".
В свою очередь, его французский коллега подчеркнул, что сотрудничество двух государств "охватывает все области". "Французские инвестиции в Россию превысили инвестиции наших американских друзей", — не без гордости отметил Николя Саркози. "На фоне того, как наша доля во внешней торговле России растет, я буду счастлив побывать в июне на Петербургском экономическом форуме с делегацией французских предприятий, которые доверяют России и вам и хотят инвестировать в вашу страну", — сказал он.
Оба президента во вторник открыли в Лувре выставку "Святая Русь", что дало старт Году России во Франции и Году Франции в России. Николя Саркози причислил эту экспозицию к знаковым событиям российско-французских отношений, поставив ее в один ряд с заходом русской эскадры в Тулон в 1893 году, открытием моста Александра III в Париже ко всемирной выставке 1900 года и визитом в Москву генерала де Голля в 1966 году.
По просьбе "Правды.Ру" итоги встречи прокомментировал председатель Гильдии ветеранов журналистики "МедиаСоюза", политолог Виктор Линник:
— Этот визит был запланирован, ожидаем, логичен. Запланирован, поскольку имел определенную цель официально дать старт Году России во Франции и Году Франции в России. Ожидаем, поскольку накопилось достаточно серьезных проблем, которые могли быть решены только при взаимодействии национальных лидеров. Логичен, поскольку подтверждает вневременный, стратегический характер отношений партнерства наших двух стран. Причем, партнерства в самых разных областях. Особо отрадно отметить стремление Парижа и Москвы тесно сотрудничать в высокотехнологичных отраслях. Это как раз тот фундамент, который позволит нам планировать долгосрочную стратегию развития на благо обоих народов.
Кстати говоря, на Западе не преминули отметить перемену в отношении Николя Саркози к России. Ведь до своей победы на выборах в 2007 году он критиковал политику своего предшественника Жака Ширака и называл ее пророссийской. Нынешний визит и достигнутые во время него соглашения характеризуют французского лидера как прагматичного политика, который понимает, что у такой страны, как Франция, не может быть "пророссийской" политики, а может быть только своя, профранцузская, политика. Поскольку дружественные отношения с Москвой наилучшим образом обеспечивают дипломатические и коммерческие интересы этой страны. Французский лидер не хочет отставать ни от Ангелы Меркель, которая строит свои особые экономические и политические отношения с Россией, ни от Барака Обамы, который решился на "перезагрузку".
В историческом плане Россия для Франции, как и Франция для России, всегда играли своеобразную роль "противовеса" на континенте для продвижения своих интересов. Нынешним визитом эта традиция лишь получила свое подтверждение. Прочные, доверительные отношения наших государств гарантируют стабильность в Европе.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.