24 — 25 февраля в филиппинской столице Манила прошла конференция морских профсоюзов стран АТР. Обсуждался и вопрос противодействия пиратству. Действительно, в одном только районе Африканского Рога (где морских разбоев больше всего) в 2009 году корсары совершили почти вдвое больше нападений, чем в 2008-м.
И это несмотря на, казалось бы, серьезнейшие меры, предпринимаемые международным сообществом, прежде всего в виде патрулирования и конвойного сопровождения торговых судов боевыми кораблями. Кстати говоря, в день начала конференции очередную такую группу под охраной фрегата отправил в Аденский залив российский тихоокеанский флот.
Именно там за прошлый год пираты захватили 47 судов с 867 членами экипажей. Их добычей становились даже огромные нефтеналивные танкеры. А, между прочим, в регионе постоянно дежурят 35 боевых иностранных кораблей из 16 стран, включая и Россию.
Поскольку конференция завершила свою работу буквально несколько часов назад, пока что известно следующее. Для противодействия пиратским атакам морские профсоюзы рекомендовали строить корабли с такой конструкцией, которая бы препятствовала несанкционированному проникновению на борт. Честно признаться, довольно странная рекомендация. Ведь заставить чужой корабль остановиться можно не только взятием его на абордаж, но и предупредительными выстрелами. Именно так, кстати, был захвачен в 2009 году огромный танкер из Саудовской Аравии.
Чему не помешала, увы, международная операция "Атланта", начатая в декабре 2008 года. В ответ на резолюцию Совета Безопасности ООН, разрешающую применять силу против пиратов. А вообще, на долю Сомали уже в 2008 году пришлось более трети всех пиратских нападений (111 из 293). В целом, потери от их действий оцениваются почти в 16 млрд долларов.
А что же само это государство, где угнездились пираты? Власти Сомали, по сути, контролируют лишь часть столицы Могадишо. Президент Шариф Шейх Ахмед считает, что его страна превращается в "новый Афганистан" и это может оказать дестабилизирующее влияние и на другие регионы. Президент отмечает и опасность сращивания сомалийских бандитов с международными преступными сообществами.
Конечно, безнаказанность пиратов можно — и это будет верно — объяснить разными причинами. У них быстроходные катера, которые ускользают даже от военных судов. А участники операции "Атланта", к примеру ссылаются на то, что до 80 процентов нападений происходит в территориальных водах Сомали, чей суверенитет нельзя нарушать.
Однако главная проблема в том, что с 1991 г. Сомали как единое государство не существует. И пиратство — основной источник заработка местного населения. Благо, что оружия в воюющей стране больше чем достаточно, а вдоль берегов пролегают оживленные маршруты судов, направляющихся из Персидского залива в Европу.
Большинство пиратов — это молодые люди из Пунтленда, самопровозглашенного государства на северо-востоке страны. И еще один момент: в стране, где внутренний валовой продукт на душу населения составляет менее тысячи долларов в год, морской разбой приносит "рядовому пирату" 10 тысяч долларов.
Читайте также: Сомалийские пираты под флагом "Аль-Каиды"?
Да и противодействие морским разбоям силами международного сообщества сильно осложняет то, что разные страны по-своему интерпретируют этот вид преступлений. Потому и возникает часто вопрос: что делать с задержанными пиратами? Если в прежние времени их просто вешали на рее, то теперь представители цивилизованного мира вынуждены соотносить свои действия с законами. А они, в основном, не предусматривают наказаний для пиратов.
Президент РФ Дмитрий Медведев предложил создать для рассмотрения пиратских дел международный трибунал. Но пока что эта идея воспринимается неоднозначно. Скажем, ряд стран, соседствующих с Африканским Рогом, возражают против вмешательства со стороны государств, не связанных с ним географически. Одним словом, мировое сообщество пока не нашло эффективного способа борьбы с пиратами.
В то же время, как сказал "Правде.Ру" первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан первого ранга Константин Сивков, он убежден, что "у НАТО есть все технические возможности для решения этой проблемы. Для этого лишь стоит провести сухопутную операцию, чтобы ликвидировать все пиратские порты. Однако альянс ссылается на то, что не может нарушать международные нормы. Но эти отговорки смешные, — считает Сивков. — Ведь только за последние 10 лет входящие в НАТО страны незаконно отторгли Косово от Сербии, влезли в Афганистан, а США захватили Ирак".
Довольно неожиданным мнением поделился с "Правдой.Ру" другой эксперт — Иван Коновалов. "Несмотря на заметную динамику роста пиратских нападений, — сказал он, — ситуация не является критичной для судовладельцев. По статистике, нападениям подвергаются менее одного процента проходящих у сомалийских берегов кораблей. В случае необходимости судовладельцы прибегают к услугам частных военных компаний для охраны своего имущества. Однако день работы троих таких профессионалов оценивается в 22 тысячи долларов. Потому многие хозяева ради экономии предпочитают идти на риск.
Для того чтобы искоренить пиратство, — считает эксперт, — нужен комплекс мер военно-политического характера. Помимо обязательной операции на суше — внутриполитическое урегулирование ситуации, чтобы на всей территории страны действовало одно правительства. Также необходимо нейтрализовать сообщников пиратов (информаторов, посредников в закупках оружия, в отмывании денег и т. п.) в других странах".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.