В начале этой недели в Германии разгорелся спор, аналогичный тому, что осенью прошлого года имел место в Швейцарии. В федеральной земле Саар решают: запретить или нет мусульманам пристроить минарет к мечети города Фёлькинген. Мнения звучат самые разные. Не исключено, что дело дойдёт до референдума.
Всё началось в январе, когда мусульманская община Фёлькингена обратилась в муниципалитет с просьбой пристроить к мечети минарет. История, один в один напоминающая прошлогоднюю швейцарскую. Там аналогичная просьба мусульман вызвала противодействие ультраправой Народной партии, которая назвала минарет символом насаждения ислама в стране. И по итогам проведённого референдума требование о запрете на строительство минаретов было удовлетворено.
Но вернемся на Запад Германии. 40-тысячный Фёлькинген - особое место на её карте. Дело в том, что мусульмане (преимущественно турки) составляют здесь треть населения, и в городе давно уже есть мечеть. Но она вызывает у многих недовольство. С которым напрямую связан тот факт, что в городской совет, в отличие от Бундестага, избраны депутаты от ультраправой Национал-демократической партии.
Именно национал-демократы, которых не без оснований многие считают неонацистами, выступили главными противниками строительства минаретов. Фактически с ними солидаризировалась и крупнейшая газета земли Саар - Saarbrücker Zeitung. В конце января там вышла статья "Минарет строить нельзя", где авторы, как и швейцарские ультраправые, доказывали, что минарет - символ "мусульманского стремления к власти".
Представители левых возражают: мол, запрет вызовет всплеск экстремизма. 16 февраля в поддержку права мусульман на минарет высказался местный протестантский священник Кристиан Вейер. "Мы не возражаем против того, чтобы мечеть можно было узнать по ее внешнему виду", - сказал он. Добавив, что минарет не является никаким символом противостояния культур, а, напротив, олицетворяет мирную интеграцию мусульман в немецкое общество.
Споры разгорелись жаркие. И местные власти провели опрос населения. Он показал, что противники минаретов преобладают. Так что в скором времени маленький городок в Сааре, судя по всему, станет первым на карте ЕС местом, где запрещено возводить подобные культовые сооружения (Швейцария, напомним, в Евросоюз не входит).
Читайте также: Франция: паранджа вне закона?
История в Сааре может перекинуться и на другие уголки Германии. Согласно статистике, в стране проживает свыше четырёх миллионов мусульман. Порядка двух третей из них - турки. Крупные общины имеют арабы, курды, боснийцы-мусульмане, албанцы. Значительная их часть приспособилась к жизни в немецком обществе, минимум четверть заявила о том, что мечеть не посещает. Но сотни тысяч продолжают существовать по законам шариата.
Свой скандал с минаретами уже был два года назад в почти миллионном Кёльне - городе, где расположен крупнейший и самый известный в стране христианский храм. Власти города дали разрешение на строительство мечети с минаретом высотой в 55 метров. В ответ в городе возникло общественное объединение "Про-Кёльн", которое осенью 2008 г. провело многочисленные акции протеста. В результате власти пересмотрели своё решение, дав понять, что минареты не должны быть выше куполов Кёльнского собора.
Число мусульманских культовых зданий растёт в геометрической прогрессии. Если в 1970 г. в ФРГ были три мечети, и только, то теперь их вместе с молельными домами насчитывается примерно порядка двух с половиной тысяч (даже с учётом присоединения ГДР рост выглядит впечатляющим). Район Берлина Кройцберг из-за схожести его облика с восточным городом называют Стамбулом. Аналогичная картина в Гамбурге, Мюнхене, Кёльне, Франкфурте-на-Майне.
В стране действуют несколько десятков мусульманских организаций. Большинство из них лояльны властям. Но есть и ячейки радикалов из организаций, вроде "Братья-мусульмане". Задержания мусульман, подозреваемых в террористической деятельности, стало обыденным делом.
Однако германская полиция не устаёт подчёркивать: большинство иммигрантов из мусульманских стран - законопослушны. Действительно, турки держат точки быстрого питания, маленькие магазинчики. Турецкая речь на немецких стройках слышится чаще любой другой. Многие турчанки, боснийские мусульманки и, особенно, албанки, не носят никаких платков, учатся и работают рядом с немками. Но беспокойство по поводу исламизации страны растёт.
В 2003 г. Конституционный суд Германии разрешил принимать законы, в соответствии с которыми можно было запретить ношение хиджабов в общественных местах. В результате в крупнейших землях страны - Баварии, Баден-Вюртемберге и Северном Рейне - Вестфалии учительницам запретили носить этот мусульманский атрибут. А в Берлине - приходить в школу, имея на себе или при себе любые религиозные символы.
Эти решения спровоцировали волну противоречивых откликов. Мусульманские организации протестовали, суды оказались завалены исками. В ответ некоторые политики призвали запретить хиджаб по всей стране. Среди них была и видная социал-демократка турецкого происхождения Лейла Акгюн, объявившая платок "тюрьмой, угрожающей правам человека".
Итоги швейцарского референдума вдохновили не только общественность Фёлингена. Так, председатель Евангелической церкви в Германии Катрин Геринг-Эккарт ещё в прошлом году назвала их "призывом к мусульманам покинуть страну". А замглавы парламентской фракции правящего Христианско-демократического союза (ХДС) Вольфганг Босбах призвал всерьёз отнестись к опасениям насчёт исламизации общества.
История в Фёлькингене и споры вокруг хиджабов показали, что перед Германией всерьёз встала проблема, как дальше строить отношения между коренным населением и выходцами из мусульманских стран. Любой резкий шаг может привести к взрыву - как межрелигиозному, так и внутри той же турецкой общины. И происходящее в Сааре - лишь первый тревожный звонок, который наверняка активизирует полемику по столь больной теме и в других частях крупнейшей страны ЕС.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.