30 января 2010 года исполнилось 77 лет со дня прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. В этот день лидер партии нацистов был назначен рейхсканцлером (премьер-министром) Веймарской республики. Такая годовщина, не круглая дата, но цифра мистическая, из двух семёрок: а нацисты, как известно, испытывали склонность ко всякой мистике. Поэтому, далее, про мистику и мистификацию.
Одним из мифов нашего времени является убеждение, что Гитлер пришёл к власти "законным и демократическим" путём. Само собой, этот сюжет используется в качестве "страшилки" едва ли не перед каждыми выборами. На самом деле, такое утверждение не вполне соответствует действительности. Если этот исторический опыт и свидетельствует о рисках выборного процесса, то только применительно к формальной демократии в сочетании с недобросовестными приёмами в избирательной компании.
Потому что на самом деле Адольф Гитлер и нацистская партия захватили власть посредством сложного комплекса формально демократических процедур с использованием грязных избирательных технологий, антиконституционного "чрезвычайного" законотворчества, административного упразднения федеративного устройства страны и, главное, аппаратной игры и кабинетных интриг в органах власти.
Избирательные кампании, проводимые национал-социалистской германской рабочей партией (НСДАП) Гитлера никак нельзя признать примером правовой и честной политической деятельности. Во-первых, предвыборная программа партии строилась на основе чистой демагогии и популизма, оставляя население в неведении относительно истинных целей и методов деятельности нацистов. Широко использовались антикапиталистические, социалистические лозунги.
Таким образом, протестный электорат уводился от левых партий. Между тем, партия, имевшая в своём названии слова "социалистская" и "рабочая", на самом деле, не собиралась никоим образом оправдывать эти обозначения своей практической деятельностью: напротив, вступала в союз и создавала блоки с самыми консервативными партиями Германии, представлявшими интересы крупного капитала.
Очень показательна в этом отношении цитата из письма Германа Геринга немецкому промышленнику: "По поводу Вашего замечания о социалистическом рабочем движении — антикапитализме, как Вы выражаетесь, я должен Вам сообщить: не вводите себя в заблуждение текстом наших публичных плакатов. Цель оправдывает средства. Какая партия не заманивает своих выборщиков? Будьте спокойны, уважаемый г-н директор! Если Вы боитесь за будущее, то Вы нигде лучше не будете охранены, как в нашей национал-социалистской партии. Конечно, есть фразы "Долой капитализм" и т. д., но они необходимы: ведь под знаменем "национальный", как Вам известно, мы не придём к цели". Таким образом, имел место сознательный обман избирателей.
Во-вторых, нацисты использовали грязную технологию запугивания и "ложного выбора". Электорат был мобилизован угрозой прихода к власти коммунистов. Дважды обмишуренный избиратель, отдавая голос НСДАП, выбирал, однако (как ему казалось), не нацистскую диктатуру, а тот же социализм, но социализм патриотический, в противовес космополитическому социализму противника НСДАП, Коммунистической партии Германии (КПГ).
Читайте также: Версальский мир привел к войне
В-третьих, помимо избирательных приёмов и обмана нацисты использовали прямое давление и террор, устраняя от политической борьбы и уничтожая физически своих конкурентов, а также провокации, такие, как поджог здания рейхстага менее чем через месяц после назначения Гитлера рейхсканцлером, 27 февраля 1933 года.
И, тем не менее, несмотря на все приёмы и уловки, конституционная борьба нацистов за власть была не особо успешной! Вопреки широко распространённому представлению (точнее говоря, заблуждению), нацисты никогда не получали законным и демократическим путём абсолютного большинства в германском парламенте.
На выборах 1930 года НСДАП заняла второе место, получив 18, 3% голосов; социал-демократы (СДПГ) набрали 24, 5 %; коммунисты — 13, 1%. В 1932 году Гитлерпроигралвыборы рейхспрезидента: на второй срок был избран кандидат от партии Центра Пауль фон Гинденбург. В 1932 году национал-социалисты получили относительное большинство мест в парламенте: за них было отдано 37, 4% голосов; однако и КПГ улучшила свой результат. В том же году рейхстаг был распущен и проведены новые выборы, на которых нацисты получили меньше голосов, 33, 1%. Но 30 января 1933 года президент Гинденбург назначает Гитлера главой правительства.
Причиной тому были давление элит и олигархических кругов (петиция германских профессоров, петиция промышленников — с просьбой назначить Гитлера), личное влияние Геринга, который дружил с сыном Гинденбурга и через сына убеждал президента, аппаратные интриги правительственных чиновников-консерваторов, надеявшихся сформировать "баланс сил", поставить Гитлера во главе правительства как номинальное лицо, политическую куклу, под прикрытием которой продолжать управлять страной. То есть, к осуществлению принципа народовластия назначение Гитлера не имело ни прямого, ни косвенного отношения: чисто бюрократическая операция.
Через день, 1 февраля, рейхстаг снова был распущен президентом Гинденбургом. А 4 февраля тот же президент подписал декрет "О защите немецкого народа" (Verordnung zum Schutze des Deutschen Volkes), которым ограничивались гражданскиесвободы. После провокации с поджогом рейхстага изданы ещё два чрезвычайных декрета: "О защите народа и государства" и "Против предательства немецкого народа и происков изменников родины" (Verordnung gegen Verrat am Deutschen Volke und hochverraeterische Umtriebe), которыми были "узаконены" преследования политических оппонентов. И всё равно: новые выборы 5 марта 1933 года опять не принесли нацистам абсолютного большинства в парламенте!
На этом "демократия" заканчивается. 8 марта мандаты депутатов от КПГ незаконно, неконституционно, простым административным приказом аннулированы. Сами депутаты убиты или арестованы и отправлены в концлагерь Дахау. 21 марта, в так называемый "День Потстдама", проходит "учредительное заседание" нового рейхстага, в потстдамской гарнизонной церкви, куда были не допущены даже социал-демократы. 22 июня того же года весьма умеренная по сравнению с коммунистами СДПГ была обвинена в государственной измене и запрещена. А 14 июля принят закон "Против образования новых партий" (Gesetz gegen die Neubilding von Parteien): все партии кроме НСДАП распускаются, участие в партиях и образование новых партий объявляется уголовным преступлением.
И вот тогда, 12 ноября 1933 года, проводятся новые выборы в рейхстаг, и на них убедительную победу одерживает партия, какая бы вы думали? Ну да, выбор не велик. Только едва ли это можно назвать "приходом к власти демократическим путём". Как и референдум 19 августа 1934 года по вопросу совмещения Адольфом Гитлером функций рейхспрезидента и рейхсканцлера. Плебисцит был уже чистой фикцией, предназначенной подтвердить задним числом антиконституционное присвоение Гитлером титула "фюрера" 2 августа, сразу после смерти рейхспрезидента.
В день референдума к присяге на верность Гитлеру приводится армия, рейхсвер, так что от результатов подсчёта голосов ничего не зависело, да и результат был гарантирован в атмосфере террора и страха, когда были ликвидированы все автономные права земель и муниципалитетов, вычищены ряды чиновников и поставлен под полный контроль административный ресурс, вовсю работали концлагеря и политические тюрьмы, раздавлена любая оппозиция, запрещены свободные высказывания и собрания.
Кстати, германский парламент, рейхстаг, с приходом Гитлера к власти постепенно утратил все свои полномочия, а с 1940 года и вовсе перестал собираться.
История политической авантюры нацистов показывает нам опасность манипулирования избирателями и общественным мнением, искажения сути народовластия, которое, будучи извращено в свою пользу недобросовестными группировками, легко оборачивается в свою полную противоположность — кровавую тиранию.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.