В Ираке 25 января 2010 года был приведён в исполнение смертный приговор Али Хасану аль-Маджиду — двоюродному брату экс-президента Саддама Хусейна, известному под прозвищем "Химический Али". Он признан виновным в уничтожении сотен тысяч нелояльных прежнему режиму курдов и шиитов. И эта казнь, по замыслу властей, должна была послужить нормализации обстановки в стране. Однако бомбы как взрывались, так и взрываются.
68-летний бывший функционер партии "Баас" и экс-глава МВД был повешен во второй половине понедельника. Точно так же в конце 2006 года казнили самого Саддама Хусейна и целый ряд других бывших руководителей Ирака.
Вероятно, имя аль-Маджида может через какое-то время оказаться в Книге рекордов Гиннеса. Дело в том, что трудно найти на земле человека, которого бы приговаривали к смертной казни… четырежды — по одному разу в каждый из четырёх последних лет. Судьи собирались снова и снова, чтобы рассмотреть очередной преступный эпизод из политической биографии кузена Саддама Хусейна. И вот, наконец, обсудили всё…
Ирак — страна многонациональная и многоконфессиональная. В годы правления Саддама Хусейна у власти находились арабы-сунниты, к которым принадлежал и он сам, и аль-Маджид. Они населяют преимущественно центр страны. На юге преобладают арабы-шииты, на севере — курды. Последние две общины то и дело ставили вопрос о предоставлении им широкой автономии, а то и полной независимости.
В таких условиях единство страны было сохранить нелегко. И руководство Ирака порой шло на жестокие меры ради усмирения сепаратистов. Именно в этих обстоятельствах и злодействовал "Химический Али".
После свержения Саддама Хусейна в 2003 году власть на местах захватили представители местных общин, а руководство в Багдаде оказалось крайне слабым. И страна затрещала по швам — произошло то, чего боялись Саддам и его окружение.
Читайте также: Голландская оппозиция "вступила" в иракскую войну
Первый смертный приговор аль-Маджиду вынесли ещё в июне 2007 года. Тогда его признали виновным в уничтожении свыше 180 тысяч курдов, которые в 1988 году подняли восстание с целью добиться отделения от Ирака населённых ими районов. Операция получила название "Аль-Анфаль" ("Трофеи"). В одном из приказов, отданных аль-Маджидом, говорилось, что в Курдистане должны быть уничтожены все мужчины в возрасте от 14 до 50 лет.
В тот раз "Химического Али" не казнили. Всё ради того, чтобы в декабре 2008 года провести новый судебный процесс — на сей раз по делу об уничтожении 100 тысяч шиитов в 1991 году. Репрессии затронули такие крупные города юга Ирака, как Эн-Наджаф и Кербела. Вызванные на процесс свидетели рассказывали, что против восставших были брошены танки и вертолёты. Мало того — людей сбрасывали с огромной высоты вниз, а аль-Маджид лично участвовал в убийствах шиитов.
Третий смертный приговор ему вынесли в марте прошлого года. На сей раз дело касалось событий 1999-го, когда были проведены массовые казни шиитов. По большей части — в Багдаде, в населённом преимущественно ими районе Садр-сити. И вновь аль-Маджид ждал своего часа в камере смертников, но исполнение приговора в третий раз отложили.
Наконец, уже 17 января нынешнего года опять прозвучал приговор к высшей мере наказания — за проведённую в марте 1988 года операцию против курдского города Халабджа. Тогда иракская армия по приказу аль-Маджида распылила над городом боевой отравляющий газ. Жертвами химической атаки стали порядка пяти тысяч человек — преимущественно женщины и дети. Именно за эту операцию аль-Маджида и прозвали "Химический Али".
Как и Саддам Хусейн, он не признал своей вины ни по одному из эпизодов. Аль-Маджид постоянно называл происходящее в зале суда политическим процессом, устроенном по заказу оккупировавших страну американцев.
С какой же целью откладывалась казнь аль-Маджида? Есть версия, что её хотели осуществить поближе к 7 марта этого года — в этот день должны состояться парламентские выборы. Дескать, это добавит популярности нынешнему премьер-министру (представителю шиитов) Нури аль-Малики и руководимому им блоку "Государство закона". И шиитов, и курдов вполне удовлетворит казнь ненавистного "Химического Али", что в немалой мере поспособствует нормализации положения в стране.
Но не факт, что этот расчет сработает. Во всяком случае, как раз в день казни аль-Маджида Багдад потрясла целая серия взрывов близ фешенебельных гостиниц города. В результате погибли десятки людей, сотни ранены. Некоторые здания полностью разрушены. Не исключено, что радикальные представители суннитской общины решили таким образом отомстить за своего соплеменника "Химического Али".
А по сути, это еще одно подтверждение общеизвестного: нынешняя власть Ирака, появившаяся после оккупации страны войсками США и их союзников, по-прежнему не в состоянии обеспечить безопасность в стране. В этом смысле она проигрывает Саддаму Хусейну. Да, действовал жестоко, были зверства и массовые жертвы, но страна не была раем для террористов. А вот после падения прежнего режима Ирак стал едва ли не самым опасным местом на земле.
С точки зрения человеческих жертв ситуация ничем не лучше, чем при Саддаме. По разным оценкам, в результате терактов, военных действий антисаддамовской коалиции и межобщинных столкновений погибли от 200 тысяч до 1, 5 миллионов человек. Цифры эти не только сопоставимы с числом жертв "Химического Али", но и, вполне возможно, многократно превышают их.
И казнь одиозного политического деятеля вряд ли принесёт спокойствие в истекающую кровью страну, по-прежнему оккупированную иностранными войсками и раздираемую межнациональной и межрелигиозной враждой.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.