Уже полторы недели в центре внимания всего мира остаётся Гаити - небольшое государство в Карибском море, где в результате землетрясения погибли десятки, если не сотни тысяч человек. Между тем, последствия разбушевавшейся стихии могли быть менее ужасными, если бы в стране существовала хотя бы относительная политическая стабильность. Увы...
День 13 января 2010 года навсегда войдёт в историю не только Гаити, но и всего мира. На острове произошло землетрясение силой более чем в семь баллов по шкале Рихтера. Наряду с погибшими в той или иной степени пострадали до трёх миллионов человек.
В четверг произошел еще один подземный толчок силой 6,1 балла по шкале Рихтера, так называемый повторный. Подобные "рецидивы" иногда могут продолжаться месяцами.
Правда, по мнению экспертов, возможные дальнейшие колебания почвы уже не добавят принципиальных разрушений на Гаити. Во-первых, новые толчки будут слабее, а во-вторых, там уже почти нечего разрушать. В XXI веке столь масштабное бедствие вызвало разве что цунами конца 2004 года, когда в Юго-Восточной и Южной Азии погибли сотни тысяч людей.
Гаити - бывшая колония Франции с 10-миллионным населением, 95 процентов которого составляют чернокожие выходцы из Африки. Здесь до сих пор распространён африканский культ вуду, хотя основная часть населения формально считается католиками. Официальными языками являются французский и гаитянский креольский - своего рода смесь французского с разными африканскими наречиями. Две трети населения живут в сельской местности.
Это - беднейшее страна Западного полушария. ВВП на душу населения, по данным на 2008 г., составил всего 1317 долларов в год. Детская смертность - одна из самых больших в мире. По данным международных организаций, каждый десятый житель страны болен СПИДом - цифра страшная даже для развивающихся стран.
Половина населения не умеет ни читать, ни писать. Сотни тысяч людей живут в жалких лачугах, если не в картонных коробках. Голод здесь - обычное явление. Потому-то всеми правдами и неправдами тысячи гаитян мечтают покинуть страну. Некоторые на утлых судёнышках пытаются доплыть до США, где уже живут миллионы их соплеменников. Сотни тысяч гаитян обретаются во Франции.
Удивительно, но подобное происходит в тропиках, где царит райский климат. Соседние Доминиканская Республика и Ямайка привлекают ежегодно сотни тысяч туристов, зарабатывая миллионы долларов. В том же направлении движется и Куба. Но на Гаити туристы не едут. Нет гостиниц, нет дорог, нет ухоженных пляжей. Зато на улицу выйти страшно - по уровню преступности этой стране нет равных в Западном полушарии. А власти, которая была бы способна улучшить ситуацию, Гаити никогда не знала.
Эта республика появилась на карте мира в 1804 году в результате восстания местных негров-рабов против французских колонизаторов. Но более чем два века свободы не помогли стране превратиться даже в относительно развитую. И дело тут не в расовом составе населения - преимущественно негритянские Багамы и Тринидад и Тобаго живут вполне прилично.
В 1915-1934 гг. страна была оккупирована войсками США. Это не сильно помогло - оккупанты оказались скупыми, и в экономику острова почти не вложились. Зато в конце 50-х - начале 70-х гг. американцы (с некоторым перерывом) помогли местному президенту Франсуа Дювалье, чтобы остров не заразился примером Кубы, совершившей социалистическую революцию. Личность Дювалье Вашингтон, видимо, не отпугивала.
Между тем это был едва ли не самый одиозный диктатор в истории Западного полушария. При нём официальный статус получил вуду - африканский культ, последователи которого "прославились" человеческими жертвоприношениями. Опорой режима стала вудуистская гвардия под названием «тонтон-макуты». Они не получали жалования и кормились за счёт репрессий в отношении местного населения. Кроме того, истребляли всех противников власти, которых за годы правления Дювалье погибло насильственной смертью до 30 тысяч.
Террор был настолько силён, что на выборах президента в 1964 г. Дювалье, получивший прозвище Папа Док, "набрал"... сто процентов голосов. Он готовился стать пожизненным монархом, но в 1971 году умер. Его наследником стал 19-летний сын Жан-Клод, сумевший провластвовать 15 лет, пока его не свергли. В дальнейшем история страны превратилась в целую череду государственных переворотов, когда относительный порядок пришлось наводить армии США и силам ООН.
В 1995 году там была распущена армия. Ситуацию контролировали несколько военизированных групп. Наиболее влиятельная из них носила название «Армия каннибалов». На неё, например, опирались и бывший лидер страны Жан-Бертран Аристид, и нынешний президент Рене Преваль. Впрочем, и «каннибалы» не полностью контролировали ситуацию - были и другие группировки. В результате на Гаити сложилось нечто, напоминающее Сомали.
В 2004 году «каннибалы» взбунтовались и свергли Аристида. В стране начались массовые грабежи и убийства, тогда же на остров обрушилась целая серия ураганов. Криминальную ситуацию удалось переломить только с введением в страну сил ООН. Правда, распространяемая гуманитарная помощь стала причиной новой волны насилия, с трудом погашенной миротворцами.
В 2006 году к власти пришёл нынешний президент Преваль, который без помощи «голубых касок» не мог контролировать практически ничего. И сегодня он совершенно беспомощен против захлестнувших после землетрясения столицу страны Порт-о-Пренс мародёрства и бесчинств.
Гуманитарная катастрофа обнажила множество проблем, существующих на Гаити. И значительная их часть связана с тем, что страна практически не знала периодов нормального правления. Местным руководителям было явно не до того, чтобы следить за строительством сейсмоустойчивых домов, за системой оповещения о стихийных бедствиях. Они не сумели сделать ничего, чтобы миллионы сограждан вырвались из непролазной нищеты, о которой теперь стало известно всему миру.
Гаити явило миру чудовищный пример того, к чему может привести затяжная политическая нестабильность.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.