Глава делегации Европейской комиссии в Сербии Венсан Дежер настоятельно призвал Белград и Загреб к примирению. По словам представителя Евросоюза, "хорошие двусторонние и региональные отношения являются одной из ключевых целей ЕС, особенно когда дело доходит до расширения Евросоюза".
То есть поставил в совершенно недвусмысленную зависимость исполнение мечты обоих государств о вступлении в ЕС от необходимости упорядочить свои взаимоотношения. Как конкретизировал Дежер, это означает отказ от взаимных претензий. В том числе отзыв из Международного суда ООН в Гааге иски с обвинениями в геноциде в 1991–1995 годы.
Напомним, что эти иски были поданы в 1999 году Хорватией, а в 2010 году — Сербией. Обе стороны обвиняют друг друга в массовых этнических чистках. Вместе с тем, по словам Дежера, ЕС вовсе не призывает забыть о военных преступлениях. Мол, в этом случае "Евросоюз настаивает на индивидуальной ответственности, и он не отступит от своей позиции".
Примирения с сербской стороной не исключил и новый президент Хорватии Иво Йосипович. Но при выполнении ряда условий. Среди них: "продвижение переговоров о судьбе пропавших без вести", возвращение Сербией вывезенных из Хорватии культурных ценностей и "судебное преследование лиц, совершивших военные преступления". Утверждается, что Белград несет ответственность за убийство 10000 хорватов (еще 7000 прошли через концлагеря).
Читайте также: В Гааге вынесут приговор… международному праву?
Не менее серьезные претензии и у другой стороны. Она убеждена, что власти Хорватии несут прямую ответственность за гибель тысяч сербов и изгнание из Сербской Крайны ще 200 тысяч во время войсковой операции "Буря" (Oluja), проведенной летом 1995 года. Реально ли, что еще недавно воевавшие страны откажутся от взаимных претензий? И кто всё-таки виноват в кровавых событиях 1991-95 гг.? На эти вопросы "Правде.Ру" ответили эксперты Григорий Амнуэль и Александр Сафонов.
Григорий Амнуэль, директор Международного клуба "Открытый диалог":
— Инициатива Евросоюза очень правильная. Она направлена на то, чтобы и Сербия, и Хорватия стали равноправными членами ЕС без взаимных претензий. Это напоминает острую ситуацию в отношениях между частями другой страны, входившей в советский блок. Я имею в виду Чехословакию. В начале 1990-х гг. отношения между Чехией и Словакией вскоре после развала единого государства были весьма напряженными. Сегодня же об этом почти забыли благодаря мудрой политике их руководства. Все противоречия удалось устранить без применения силы.
А в Югославии, к сожалению, все сложилась по-другому. На ее территории вспыхнуло сразу несколько конфликтов, унесших тысячи жизней. И события тех лет больно отдаются до сих пор.
Отношения Сербии и Хорватии в этой связи — отдельная тема. Очень важное значение здесь имеет урегулирование взаимных претензий после кровопролитной войны и способность преодолеть взаимную вражду. Ответственность за нее ложится на обе стороны. Те и другие совершали военные преступления.
Говоря об уроках кровавых событий 1991-95 гг., следует помнить о том, что стало их предтечей. Главная вина ложится на тогдашнее югославское руководство во главе с Милошевичем. Именно его действия привели к войне. Ведь что произошло? В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Югославия, Милошевич пытался утвердить приоритет сербов, не считаясь с устремлениями других народов, в том числе и хорватов. Это было самое настоящее преступление против своей страны и человечества.
Но сегодня, когда времена тоталитаризма прошли и у власти находятся не причастные к тем кровавым событиям люди, у двух родственных народов, сербов и хорватов, есть реальный шанс избавиться от груза прошлого. В конце концов, им придется сделать шаг примирения по отношению друг к другу. Многим это кажется невозможным, как казалось невозможным то, что подобное произойдет между Аденауэром и де Голлем или между западно-германскими и польскими политиками в послевоенное время.
Мирное урегулирование между Хорватией и Сербией является лишь вопросом времени. Я не исключаю, что это может произойти и в ближайшие месяцы. Все зависит от политической воли лидеров этих стран. И чем раньше начнут лечить раны конфликтов на Балканах, тем лучше для всех.
Первым шагом в этом направлении могла бы быть личная встреча глав двух стран. Лидеры Сербии и Хорватии должны просто пожать друг другу руки и принести взаимные извинения за то, что сделали их предшественники в 1991-95 гг. И чтобы избежать упреков националистов, не желающих мира, в "уступках" или "предательстве национальных интересов", она должна пройти не в Сербии или Хорватии, а на нейтральной территории.
Александр Сафонов, эксперт по балканским странам (МГУ):
— Представители ЕС заговорили о возможности мирного урегулирования между Сербией и Хорватией неспроста. Совсем недавно в Хорватии избрали нового президента. В отличие от своих предшественников он не причастен к событиям конфликта 1991-95 гг. Поэтому и вызывает у европейского сообщества надежду, что сможет решить проблемы с сербами.
Стороны действительно имеют шансы уладить отношения, но не стоит думать, что это произойдет быстро. Скорее всего, столь болезненный процесс сильно растянется во времени. Можно рассчитывать лишь на то, что при участии Евросоюза стороны урегулируют финансовые претензии друг к другу и откажутся от получения компенсаций жертвам войны. К этому располагает и нынешняя позиция Хорватии, которая позволила части сербских беженцев вернуться в свои дома.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.