России необходимо развивать ударные наступательные системы. Об этом заявил 29 декабря Владимир Путин во время своей рабочей поездки на Дальнем Востоке. По его словам, это требуется для того, "чтобы сохранить баланс, не имея планов по строительству ПРО, которые являются слишком дорогостоящей, и ее эффективность еще не понятна".
Как далее пояснил глава российского правительства, "наши американские партнеры строят противоракетную оборону, а мы ее не строим. Но проблемы ПРО и наступательных вооружений тесно связаны между собой... То, что удерживало и сохраняло мир даже в условиях холодной войны - это баланс сил, в который вкладывается и соотношение сил ПРО, ПВО и наступательных систем вооружений".
Поэтому, подчеркнул Владимир Путин, Россия готова передавать США информацию о российских стратегических вооружениях в обмен на информацию от американской стороны о планах в сфере ПРО в рамках подготовки нового соглашения о Договоре по стратегическим наступательным вооружениям: "Если мы хотим обмениваться информацией, пусть (США) передают всю информацию по ПРО, а мы готовы передавать информацию по наступательным вооружениям".
Кроме того, российский премьер положительно оценил развитие диалога с США по СНВ. По его словам, "в целом переговорный процесс развивается позитивно". Эксперты с той и другой стороны высказывают предположения, что Россия и США могут подписать новый договор в начале 2010 года.
Как подчеркнул Путин, России это крайне необходимо: "Я думаю, что определенные правила по ограничению вооружений, одинаково понимаемые, легко проверяемые, транспарентные - наличие таких правил лучше, чем их отсутствие".
Свои комментарии о том, какой может быть реакция США, "Правде.Ру" высказали эксперты Павел Золотарев и Анатолий Цыганок.
Анатолий Цыганок, эксперт Института политического и военного анализа:
- Заявление премьер-министра Владимира Путина сделано таким образом, чтобы показать американцам, что мы способны производить оружие, от которого их не защитит создаваемая сегодня система ПРО. Это соответствует положениям разработанной у нас недавно военной доктрины, согласно которой мы можем пойти на применение ядерного оружия.
Правда, с практическим выполнением программы существуют проблемы, порожденные общим плачевным состоянием нашего ВПК. За последние 15 лет мы практически не производили новые образцы военной техники. В общем и целом новые виды вооружений составляют не более 20 процентов. Это касается и стратегических сил.
Цель этого заявления - вызвать ответную реакцию США, чтобы они ускорили подписание устраивающего нас Договора о стратегических наступательных вооружениях.
Что касается американской системы ПРО, то США выстраивают ее таким образом, чтобы максимально обезопасить себя от ракетных пусков со стороны любого вероятного противника, включая и Россию. Поэтому преодолеть ее становится все сложнее. Да, США отказались от ПРО в Восточной Европе. Но вовсе не от того, что они захотели пойти нам навстречу. Просто они понимают уязвимость стационарной системы ПРО и намерены развивать ее мобильные варианты. Речь идет о кораблях ПРО, оборудованных системой AEGIS. В настоящее время их насчитывается 54, и находятся эти корабли и в Средиземном море, и на Дальнем Востоке.
Отследить и, соответственно, уничтожить их нам будет трудно. Поскольку система ГЛОНАСС, аналог западного GPS, позволяющая определить их местонахождение, до сих пор практически не работает. Все это американцы знают, и добиться большей уступчивости с их стороны, чем сейчас, будет трудно.
Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН:
-Американцы не воспримут это заявление как какую-то угрозу. Ведь о чем там говорится? Во-первых, о том, что мы будем делать ракеты. Мы их делали и при действии прежнего договора. Только теперь с поправкой на развитие американцами своей ПРО уклон будет на качественный фактор, то есть на производство ракет, способных преодолеть любую защитную систему. Это касается всех составляющих ракетных войск стратегического назначения.
Во-вторых, эти слова нельзя рассматривать в отрыве от другой мысли, выраженной нашим премьером. Так, Владимир Путин напомнил о прежней идее по необходимости обмена информацией со станций слежения о пусках ракет.
Разумеется, американцы рассмотрят заявление премьера в комплексе и, скорее всего, расценят его как предложение о совместной работе по заключению СНВ. Сейчас стороны сходятся на том, что количество ракет у той и другой стороны будет составлять 500-800. Нижний предел - это то, что мы можем выпускать, верхний - это то, на что готовы опуститься американцы.
И премьер совершенно прав, когда говорит, что нам нужен этот договор. И нам удалось переломить настроение части американской военно-политической элиты, понимавшей проблемное состояние нашего ВПК. Ведь кое-кто в США вообще не хотел этот договор подписывать, говоря: "Пусть русские произведут столько ракет, сколько смогут, а мы - столько, сколько захотим".
Читайте также: "Обезоруживающая" миссия Клинтон
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.