Северная Корея предупреждает, что её боевые корабли будут открывать огонь по южнокорейским военным судам в Желтом море, если они продолжат нарушать ее морские границы.
Южнокорейская газета "Чосон ильбо" цитирует соответствующее заявление командования ВМС КНДР: "В ответ на безумные военные происки вооруженных фанатиков наши военно-морские силы объявляют зоной артиллерийского огня в мирное время морское пространство и острова у военно-демаркационной линии в Западном (Желтом) море". В ответ Южная Корея обещала принять адекватные меры и обвиняет в эскалации напряженности Северную Корею.
Напомним, что спор идет о так называемой разграничительной линии в Желтом море, являющейся условной границей. История вопроса восходит к временам окончания Корейской войны в 1953 году, когда командование воевавших под флагом ООН войск в одностороннем порядке провело по карте в Желтом море границу между двумя Кореями. КНДР это решение не признала. Она заявляет, что граница проходит южнее.
Нерешенность пограничного спора периодически приводит к возникновению вооруженных инцидентов. Последний произошел 10 ноября, когда северокорейский сторожевик пересек разграничительную линию и подвергся обстрелу южнокорейскими катерами.
Чем может обернуться новый виток обострения на Корейском полуострове? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказали военные эксперты Александр Храмчихин, Константин Сивков и Владислав Шурыгин.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа:
- Я не думаю, что в ближайшее время возможно глобальное столкновение между двумя Кореями, в том числе и на море. Смысл воинственных заявлений Пхеньяна в том, чтобы поддерживать к себе внимание. И, произнося устрашающие речи, заставить другие страны пойти на уступки, в очередной раз дать северокорейскому режиму денег, продовольствия и горючего. Ничего нового Пхеньян не придумал. Военные угрозы - это единственное средство в его арсенале международного воздействия. И в Южной Корее это прекрасно понимают.
Читайте также: Пхеньян уходит под землю
Тем не менее, определенный риск эскалации конфликта все же остается. Что касается разграничительной линии в Желтом море, то столкновения здесь происходят довольно часто, в 1999 и 2002 годах дело доходило до локальных морских боев. В них участвовали лишь катера, причем эти столкновения показали, что военно-морские флоты двух Корей приблизительно равны по силам. В первом случае южнокорейцы потопили торпедный катер противника, во втором - северокорейцы взяли реванш и потопили сторожевой катер южнокорейцев, сравняв, таким образом, счет.
Что касается перспективы глобального морского сражения, то все это ушло в историю. После Ютландского морского боя 1916 года, "генерального" сражения военно-морских флотов Англии и Германии, мы наблюдаем тенденцию к отходу от прежних правил боя, когда один флот выходил против другого.
В целом же военно-морские силы КНДР и Южной Кореи приблизительно равны. У северокорейцев больше кораблей и катеров, но в основном устаревших. Тогда как южнокорейские боевые суда имеют преимущество в технологическом плане. Они более новые, оснащены лучшим вооружением и оборудованием.
Владислав Шурыгин, военный эксперт:
- Я скептически отношусь к перспективе возможного глобального столкновения двух Корей в ближайшем будущем. Последние 50 с лишним лет им удавалось избежать возобновления полномасштабного конфликта, и я думаю, что и теперь дело ограничится мелкими локальными стычками.
Если же сопоставить военно-морские потенциалы, то они для КНДР и Южной Кореи приблизительно равны. У каждой есть свои сильные и слабые стороны. Если козырь Сеула - более современные в технологическом плане корабли, то у Пхеньяна - это более качественная подготовка личного состава ВМФ.
Константин Сивков, капитан первого ранга запаса, первый вице-президент Академии геополитических проблем:
- Если брать во внимание только технологическую составляющую, то, несомненно, здесь перевес на стороне Южной Кореи. Их военно-морской флот оснащен современными американскими боевыми кораблями с противокорабельными ракетами "Гарпун", позволяющими эффективно поражать северокорейские суда. Сеул вводит в строй также новые корветы, которые дают ему дополнительное преобладание над КНДР.
Но нельзя забывать и про другие вещи, играющие далеко не последнюю роль в исходе боестолкновения. Северокорейцы уже долгие годы постоянно живут в условиях "военного лагеря", а значит, регулярно совершенствуют свои навыки, привыкли к трудностям.
И моральный дух у них очень высок. То же относится и к северокорейским военным, среди которых нет никаких волнений и проявлений недовольства своим режимом. Как показывает практика, они беспрекословно выполняют приказы и решают самые сложные и опасные задачи. Поэтому боеготовность личного состава вооруженных сил КНДР на голову выше, чем у южнокорейцев.
Большую роль в исходе возможного столкновения играет и то, какой характер будет иметь эта война. Технологическое отставание делает для северокорейцев почти невозможными наступательные действия, зато они могут успешно обороняться. Например, используя сложный рельеф в приморской полосе с сильно изрезанным берегом, где много островов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.