Сейм Латвии 17 декабря закрепил существующую в стране дискриминацию русскоязычных жителей страны. Теперь врачи имеют право отказать тем, кто обратился к ним за помощью не на государственном языке.
Вчерашний день в латвийском парламенте был бурным. Представляющая интересы русскоязычного населения партия "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) предложила изменение к "Закону о правах пациентов". Позволяющее больным общаться с работниками медицинских учреждений на родном языке.
Автор законопроекта Владимир Бузаев, мотивируя это предложение, привел недавний случай. Ребёнок выпал из коляски и серьёзно поранил голову. Бабушка отнесла малыша в травмпункт и по-русски попросила о помощи. Но "национально-сознательный" врач отказался разговаривать с ней. Между тем здоровье ребёнка было под угрозой.
Депутат справедливо аргументировал необходимость поправок тем, что отказ врачей от общения с пациентом на "неправильном" языке может обернуться трагедией. Однако к общечеловеческим доводам прислушался только 21 парламентарий. Остальные фактически дали добро на то, чтобы человек, не имеющий возможности обратиться к врачу по-латышски, в лучшем случае лечил себя сам.
Вывод приходится делать такой: клятва Гиппократа в Латвии теперь мало что значит. Куда больше ценится национальная сознательность.
А если заболел гражданин Российской Федерации? Согласно правилам Шенгенской зоны, любой россиянин, получивший визу в страны ЕС, должен иметь при себе медицинскую страховку. И в стране пребывания ему обязаны оказать неотложную медицинскую помощь - вне зависимости от того, на каком языке пациент обратился к докторам.
И что будет в этом случае с нашим соотечественником? Латышские эскулапы ему откажут в помощи? Обзовут "оккупантом"?
Кроме того, накануне Сейм Латвии отклонил ещё один законопроект, предложенный ЗаПЧЕЛ. Он предусматривал возможность вести преподавание в государственных вузах на русском языке. То есть, фактически, - ревизию закона, действующего в Латвии с 2006 г. Согласно ему, преподавать по-русски в госвузах как раз запрещено. (Что касается русскоязычных школ: хотя они и сохранились, но 60 процентов предметов в них обязаны преподавать на государственном языке).
И большинство депутатов (60 из 100) поправку отклонили. Мотивировка отказа весьма странная - дескать, русский не является официальным языком ЕС. Вот если бы разрешить учиться, скажем, по-португальски - пожалуйста... Получается, что единственный выход для желающих учиться на родине на своём языке у выпускников русскоязычных школ один - идти в один из 15 платных частных вузов. Или ехать в Россию, Белоруссию.
Оба отрицательных решения латвийских депутатов представляют собой прямое нарушение прав человека и норм Евросоюза. Согласно действующей в ЕС Хартии региональных языков, если какая-то национальная или языковая группа составляет в регионе 20 процентов населения, она имеет право использовать свой язык в официальных учреждениях. В том числе медицинских и образовательных.
Как выглядит ситуация в Латвии? Согласно переписи населения 2000 года, этнические русские составляют 29,6 процента населения, а русский язык считает родным у 37,5 процента жителей страны. В крупнейших городах - Риге, Даугавпилсе, Лиепае - таких граждан ещё больше.
Так что, если следовать Хартии, то пациент имеет право обратиться в больницу по-русски и учиться в школе на "великом и могучем" по всей территории страны.
Читайте также: Театр военных действий. Режиссура - Латвия, продюсер - ?
На ситуацию с русским языком латышскому руководству неоднократно указывали не только представители России, но и в Евросоюзе. Указывали на пример Бельгии, где на фламандском языке говорит примерно 55 процентов коренных жителей, а на французском - 44 процента. По-немецки говорит всего один процент коренных жителей страны, но язык Гёте и Шиллера носит в Бельгии статус официального.
Однако ещё в 2004 г. тогдашний президент Вайра Вике-Фрейберга дала понять, что Бельгия Латвии - не указ. "Там это иноязычное население веками жило. А что у нас, в Латвии? Нелегальная, жестокая, тоталитарная иностранная оккупация. Поэтому такой пример не подходит", - сказала она.
И слукавила. В деревнях на востоке Латвии веками живут русские старообрядцы. Из них вышла, например, знаменитая баскетболистка Ульяна Семёнова. Кто же они - некоренное население? Оккупанты?
Не отстаёт по части борьбы с русским языком и нынешний президент Валдис Затлерс. Который раньше был главврачом одной из больниц Риги. И латвийские СМИ пишут о том, что он запрещал врачам и медсёстрам говорить по-русски. А в 2008 г., уже будучи президентом, заявил, что больше не будет отвечать на вопросы журналистов, заданные не на государственном языке.
Похоже, что борьба с русским языком для латвийских властей - превыше всего. Превыше клятвы Гиппократа, превыше законов Евросоюза. Интересно, каков будет следующий нормативный акт? Русский язык запретят на улицах? И чиновники ЕС в этом случае снова закроют глаза на попрание элементарных прав человека в одном из своих государств-членов?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.