13 декабря Каталония проголосовала за независимость от Испании. Референдум охватил значительную часть автономной области и затронул 166 населенных пунктов - за исключением ее столицы Барселоны.
Более 90 процентов жителей ответили утвердительно на вопрос: "Вы хотите, чтобы каталонская нация превратилась в правовое, независимое, демократическое и социальное государство в составе Европейского Союза?" Ведущая испанская газета El Pais назвала результаты референдума "праздником независимости".
Теперь, уже в следующем году, своё слово скажет Барселона. По прогнозам, результат будет таким же.
Если даже так, нельзя сказать, что у сепаратистов, и прежде всего, организаторов референдума, начиная с Каталонской правонационалистической партии (КиС), появляется повод праздновать победу. В Конституции Испании нет положения, по которому подобные плебисциты могли бы иметь законную силу. Получается, что 13 декабря состоялся не более чем опрос общественного мнения. Однако мнение высказано серьезное и более чем убедительным большинством.
Подобный "центробежный" настрой у каталонцев возник, разумеется, не сегодня и не вдруг. Хотя его существенно катализировал экономический кризис, который Испания переживает очень трудно. Недавно ведущее рейтинговое агентство S&P предупредило, что если Мадрид в ближайшее время он не примет адекватных мер для стабилизации экономики, то оно понизит экономические и финансовые рейтинги страны.
Каталонцев возмущает, что выкачиваемые у них налоги центральное правительство использует для поддержки депрессивных регионов. Действительно, при том, что число жителей этой области составляет всего 16 процентов от населения страны, они производят почти четверть (23 процента) валового национального продукта Испании.
И, по мнению экономистов и финансовых аналитиков, вполне сможет существовать самостоятельно. Показатели каталонского валового внутреннего продукта по своему объему находятся почти на уровне Дании и Финляндии, а в пересчете на душу населения приближаются к германским.
Причем, в отличие от многих других испанских областей, Каталония в основном дает не сельскохозяйственную, а промышленную продукцию. Доля этой области во внешней торговле страны составляет 26,8 процента, а в экспорте высокотехнологичной продукции - 34,6 процента. Здесь расположены предприятия автомобилестроения, фармацевтики и химической промышленности, успешно конкурирующие на зарубежных рынках.
Немало доходов дает и туризм. Такие всемирно известные курорты, как Коста-Браво и Коста-Дорадо, притягивают к себе большую часть испанского туристического потока.
Вообще же, по мнению историков, корни сепаратизма в Каталонии уходят в 16-й век. В 1561 году столицей объединенной Испании становится Мадрид, с которым Барселона соперничала. Каталония в ответ выходит из состава Испании, принимает независимость и становится союзницей Франции, воевавшей против Испании.
Мятежный регион впоследствии удалось подчинить силой, но корни сепаратизма остались. В 1979 году Каталонии дали множество автономных прав, и это до последнего времени усмиряло страсти. Однако в прошлом году область приняла вышеупомянутую конституцию, дающую ей более широкие автономные права.
И все же: на что рассчитывали инициаторы референдума, априори зная о его "юридической бесплодности"? Оппозиционная Народная партия считает, что их целью был и остается нажим на конституционный суд Испании, который в настоящее время рассматривает вопрос о соответствии Основному закону страны конституции Каталонии, согласно которой автономная область имеет дополнительные полномочия в разных сферах.
Только что прошедший плебисцит получил довольно сильный международный резонанс. Не случайно на нем в качестве наблюдателей присутствовали представители пока еще входящей в состав Великобритании Шотландии, бельгийской Фландрии, итальянского Тироля, французской Корсики и канадского Квебека.
По заявлению Кристофера Уайта, представителя Шотландской национальной партии (SNP), "право на самоопределение является фундаментальным правом среди прав человека и ни при каких обстоятельствах в нем не должно быть отказано".
А какова реакция на референдум в самой Испании, со стороны центральной власти? Разумеется, резко отрицательная. "Это дорога в никуда", - так выразился испанский премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро.
Однако не замечать настрой каталонцев Мадрид уже не сможет. В 2010 году в Каталонии пройдут муниципальные выборы, на которых сторонники независимости могут завоевать большинство мест, получив тем самым серьезное политическое подспорье в своей борьбе.
Ситуацию, связанную с каталонским 13 декабря, для "Правды.Ру" прокомментировал старший научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров:
- Прошедшее голосование является тенденцией для всей Европы в целом. Особенно актуально это для Великобритании, где поднимают голову сторонники шотландской независимости, а также сторонники независимости Фландрии в Бельгии. Но я не думаю, что в ближайшее время Каталония станет независимой. Да и серьезной трагедии для Европы тут я не вижу. Ведь голосование показало, что каталонцы не хотят быть в составе Испании, но при этом хотят оставаться в ЕС.
Но проблемы, несомненно, теперь будут. Как бы ни пытались центральные власти Испании обесценить результаты референдума, ссылаясь на его юридическую несостоятельность, он будет иметь немалые морально-политические последствия.
Это ведь логическое продолжение Косовского прецедента, вслед за которым, как известно, последовали события в Абхазии и Южной Осетии с признанием их независимости. Когда принимали решение по Косово, мало кто думал, что это всерьез может ударить и по другим европейским государствам.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.