Переговоры по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха, похоже, зашли в тупик. Такой вывод напрашивается в результате состоявшейся 1 декабря встречи министров иностранных дел Азербайджана - Эльмара Мамедъярова и Турции - Ахмета Давутоглу.
Давутоглу, упомянув о важности урегулирования нагорно-карабахского конфликта для обеспечения мира и безопасности во всем закавказском регионе, заявил, что ратификация армяно-турецких протоколов возможна только после освобождения Арменией бывших азербайджанских территорий.
Иными словами, армяне должны отказаться от Нагорного Карабаха и еще семи соседних районов, которые они удерживают с момента окончания армяно-азербайджанской войны в 1994 года. Такая постановка вопроса решительно неприемлема для Армении.
Крутой разворот в позиции Турции стал для многих большой неожиданностью. Ведь в последние полгода отношения между нею и Арменией развивались поступательно. Анкара даже согласилась снять экономическую блокаду Еревана. Стороны собирались обменяться посольствами.
Напомним, что 10 октября главы МИД Армении и Турции подписали в университете Цюриха "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений".
Правда, было немало скептиков, которые очень сомневались в продолжении столь оптимистического вектора.
Ведь в таком случае Анкаре пришлось бы поступиться дружбой с Баку, стратегическим союзником в регионе. Кроме того, армяно-турецкие отношения до сих пор омрачены наследием истории. То есть турецким геноцидом армян в 1915 году. Который, вопреки настояниям Еревана, наотрез отказывается признавать Анкара.
...В XX веке старые споры за Карабах обострились с распадом Российской империи. В 1918 году независимые Азербайджан и Армения предъявили на него свои права. И вплоть до 1920 года вели за Карабах ожесточенные сражения. Судьбу региона решили большевики.
Согласно решению Кавказского бюро ЦК РКП (б), в 1921 году Нагорный Карабах включили в состав советского Азербайджана на правах автономии. Таким образом, именно большевики несут значительную долю ответственности за последующие болезненные споры.
В связи с развитием центробежных тенденций при Михаиле Горбачеве старые армяно-азербайджанские противоречия вышли на поверхность. А начало конфликту было положено в феврале 1988 года.
Тогда в азербайджанском городе Сумгаит националисты начали погромы армянского населения, перекинувшиеся на Нагорный Карабах. Физическое насилие спровоцировало далеко идущие политические последствия. Населенная преимущественно армянами (94 процента населения) Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о своем выходе из Азербайджанской ССР.
В сентябре 1991 года в столице Карабаха Степанакерте было объявлено о создании независимой Нагорно-Карабахской Республики (НКР), куда также вошли населенные армянами соседние районы Азербайджана. Баку в ответ официально ликвидировал существовавшую с советского времени автономию Карабаха, придав ему статус обычной азербайджанской территории.
Сразу после этого начался вооруженный конфликт, переросший в полномасштабную войну между Азербайджаном и Арменией, продолжавшуюся до 12 мая 1994 года. Баку пытался удержать Карабах под своим контролем, а армянское ополчение Карабаха отстаивало его независимость при открытой поддержке Еревана и армянских диаспор в других странах.
В этой войне участвовали и отряды добровольцев. Большая часть россиян (в основном казаки) сражалась на стороне армян, что во многом и обусловило их полную победу.
Баку не только полностью утратил контроль над Карабахом, но и лишился семи соседних с ним районов. Последнее обстоятельство Азербайджан использует для того, чтобы выставить на весь мир "результаты армянской агрессии".
Между тем, сами армяне объясняют это тем, что по большей части эта местность заселена их соплеменниками, которые подвергались угнетению со стороны Баку. А во-вторых, азербайджанцы якобы использовали эти территории для обстрела дальнобойной артиллерией карабахских населенных пунктов.
Переговоры по мирному урегулированию конфликта ведутся аж с 1992 года. Под эгидой Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Но до сих пор сторонам не удалось добиться серьезного прогресса. По мнению как азербайджанских, так и армянских политологов, конфликт может возобновиться в любой момент.
Об этом 29 ноября заявил и президент Азербайджана Ильхам Алиев в преддверии мюнхенской встречи со своим армянским коллегой Сержем Сарксяном. Ответ на это последовал незамедлительно: в случае срыва переговоров и начала военных действий Армения может признать независимость Карабаха.
В чем причина неожиданного для многих обострения и каковы перспективы урегулирования Карабахского конфликта? На этот вопрос "Правде.Ру" ответил эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
- В "неожиданном" для многих охлаждении между Турцией и Арменией нет ничего удивительного. Сразу после того, как в октябре этого года прозвучали фанфары по поводу потепления отношений между ними, было ясно, что особого прогресса нет.
Фактически, Турция лишь провозгласила намерение улучшить свои отношения с Арменией тогда, когда для этого сложатся необходимые условия.
А пока будет поддерживать своего старого союзника Азербайджан. К тому же турецкое руководство находится в сильной зависимости от общественного мнения страны. А оно таково, что в рамках пантюркистской солидарности Анкара обязана помогать братскому Баку.
Теперь переговоры зашли в тупик. Но это не значит, что отношения двух стран непременно обострятся. Турция, понимая важность карабахского вопроса, будет его использовать в диалоге с ЕС в своих интересах.
Если надо - временно улучшит отношения с Арменией, а если надо - ухудшит. Карабахская проблема становится большим пространством для торга, в первую очередь со стороны Турции.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.