В последнее время из высших эшелонов власти Японии приходит противоречивая информация о будущем отношений этой страны с Россией. Буквально на днях премьер-министр Юкио Хатояма заявил о готовности строить с нашей страной стратегические отношения. Резонно не обусловив это выходом из Курильской проблемы. Что означало: она - сама по себе, стратегические отношения - сами по себе. И вдруг, практически сразу же, потребовал от РФ пересмотреть её подход к проблеме Южных Курил.
15 ноября во время саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) Хатояма провёл переговоры с Дмитрием Медведевым. По словам присутствовавшего на встрече главы МИД России Сергея Лаврова, японский премьер заявил, что настроен на "развитие отношений стратегического характера с Россией". Никак не связав это с решением территориального спора.
Но 18 ноября Хатояма заговорил совсем по-другому. Он провёл в Токио встречу с Харуми Такахаси - губернатором самого северного острова страны Хоккайдо, непосредственно примыкающего к Южным Курилам. И тут из уст Хатоямы уже не прозвучало ни единого слова о стратегическом партнёрстве. Зато он отверг вариант решения территориального спора, предложенный СССР ещё в 1956 году.
По словам Хатоямы, это решение - по декларации 1956 года, на основе которой СССР после подписания мирного договора выражал готовность вернуть Японии два малых острова Шикотан и Хабомаи - неприемлемо. "Я хотел бы услышать от партнёра более продвинутое предложение", - сказал премьер. Тем самым фактически отказавшись признать российскими не только два маленьких, но и два больших острова - Кунашир и Итуруп.
При этом Хатояма высказал желание встретиться с российским президентом именно на Южных Курилах: "Мне бы хотелось встретиться с президентом России Медведевым где-нибудь на четырех северных островах". Обращает на себя внимание то обстоятельство, что он употребил словосочетание "северные острова" (японское название четырёх клочков суши), а не название "Южные Курилы".
Отметим, что после своего прихода к власти в сентябре этого года Хатояма в своей речи перед парламентом пообещал добиться прогресса в решении вопроса о Южных Курилах. Он также объявил о стремлении развивать экономическое и политическое сотрудничество с Россией.
Как можно развивать его, если японское руководство разговаривает с Россией языком ультиматумов? И почему сначала Хатояма заверяет в стремлении к партнёрству, а затем предъявляет жёсткие требования? Об этом в интервью "Правде.Ру" размышляет руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко.
- Разговоры о стратегическом партнёрстве с японской стороны - не более чем дань моде. Это просто использование красивых слов. В действительности же ни о каком стратегическом характере отношений говорить не приходится.
Нельзя сказать, что притязания Японии на Южные Курилы полностью отравляют наши отношения. Они развиваются-особенно когда речь идёт об экономике. Если японский бизнес получает удобные условия для работы в России, если совместные с россиянами проекты приносят прибыль, то он в них участвует. И совершенно не обращает внимание на отсутствие мирного договора между двумя странами.
Что же касается политики, то здесь, к сожалению, приходится говорить о том, что подходы к курильскому вопросу у японских деятелей одинаковы. Вне зависимости от того, что Хатояма представляет Демократическую партию, а его предшественники - либерал-демократы. Подход этот прост: Россия обязана вернуть Японии все четыре острова. И только такое развитие событий может, с японской точки зрения, считаться справедливым.
Сегодняшнее заявление Хатоямы ничем не отличается от слов, которые произносил его предшественник Таро Асо. Тот также требовал от российского руководства признать японский суверенитет над четырьмя островами. Никаких новых подходов к российско-японским отношениям Хатояма не предлагает.
А на самом деле ситуация выглядит так. Согласно Сан-Францискскому договору 1951 года, Япония как страна, потерпевшая поражение во Второй мировой войне, лишалась права на все Курильские острова. И то, что СССР в 1956 году предложил передать японцам два малых острова после заключения мирного договора, было доброй волей нашей страны.
Кстати, декларация 1956 года, где говорилось о возможности передачи двух островов после мирного договора, была ратифицирована японским парламентом и после этого вступила в силу. Но потом Япония отказалась её выполнять. Международное право гласит: в случае отказа выполнять международные обязательства одной стороной другая также свободна от их выполнения. Так что Россия не обязана говорить даже о возвращении двух островов, не говоря уже о четырёх.
Собственно говоря, необходимости в заключении мирного договора нет. После Второй мировой войны не было подписано одного всеобщего договора между державами-победительницами и побеждёнными. Вместо него заключалась серия договоров с каждой побеждённой страной в отдельности.
По сути, декларация 1956 года и выполняла роль такого договора. Тот документ был всеобъемлющим. В нём говорилось и об установлении дипломатических отношений, и о территориальном размежевании, и о возвращении оказавшихся в СССР японских пленных, и о согласии Советского Союза на приём Японии в члены ООН, и о развитии экономических связей.
Конечно, та декларация устарела, и для развития взаимоотношений нужен новый договор. Но японская сторона к этому не готова, упершись в требование о возвращении четырёх островов. Для японцев очень важно одержать моральную и дипломатическую победу над одной из держав-победительниц во Второй мировой войне. Собственно говоря, они и с США говорят довольно жёстко, требуя от них убрать свои военные базы с Японского архипелага. Это - вопрос национального достоинства.
И вряд ли подход Японии в ближайшее время изменится...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.