В числе самых важных проблем, которые предстоит решить во время визита в Россию американского президента, стоят СНВ и ПРО. И не случайно в преддверии этого события Барак Обама 1 июля по телефону обсудил с Дмитрием Медведевым возможность дальнейшего сокращения ядерных арсеналов.
Напомним, что в декабре 2009 г. истекает срок действия Договора об ограничении стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), и лидер США едет в Москву, чтобы его продлить. Согласно этому документу, подписанному в июле 1991 г., количество ядерных боеголовок у СССР и США было ограничено 6 тысячами единиц у каждой из сторон.
По данным ряда американских аналитиков, во время визита Обама одновременно попытается подписать договор СНВ-2 от 1993 г., согласно которому число боеголовок сокращалось до 3500 как у США, так и у России. Это соглашение так и не вступило в силу, поскольку в 2002 г. Вашингтон вышел из Договора по ПРО 1972 г., который ограничивал развёртывание систем противоракетной обороны. В ответ Россия вышла из СНВ-2 (подробнее см. ниже).
Это привело к серьезным трениям между двумя странами. Они усилились почти три года назад, когда администрация Буша решила разместить компоненты ПРО в непосредственной близости от российских границ - в Польше и Чехии, что вызвало обеспокоенность России. Москва сочла доводы Вашингтона о том, что из этого района американцы будут бороться против иранских межконтинентальных баллистических ракет, неубедительными. В свою очередь, США были недовольны сотрудничеством Ирана и России. И прежде всего, в атомной и военно-технических сферах.
Теперь обе стороны готовы обсудить волнующие их темы на российской территории. Однако в их позициях заметны разногласия. Если российская сторона настаивает на том, что вопросы СНВ и ПРО должны решаться в тесной увязке, то американцы полагают, что эти проблемы друг с другом не связаны.
Об этом в интервью «Правде.Ру» дал подробный комментарий военный эксперт Института США и Канады, член Совета по внешней и оборонной политике Павел Золотарёв.
– Продление договора СНВ-1 – вопрос решенный. Но стоит ли увязывать вопросы ПРО и СНВ? Мы ведь помним, как американцы выполняли СНВ-1 - не уничтожая, как мы, а складируя боеголовки и создавая тем самым возвратный потенциал?
– Будет новый договор СНВ, учитывающий многое из практики последних лет, в том числе то, о чем вы напомнили. Сейчас очень удобное время для каждой из сторон достичь принципиального взаимопонимания без ущерба для взаимных интересов. Американцы всерьез хотят сокращения ядерных арсеналов, и в этих условиях Президент России Дмитрий Медведев выдвинул встречные предложения. В которых предусмотрено решать проблемы по ПРО и СНВ в единой увязке, на основе взаимных уступок.
- Не следует ли опасаться подвоха от американцев с ПРО? Как известно, они недавно успешно испытали свою противоракетную оборону морского базирования Aegis , уже эксплуатируют «летающий» лазер на базе «Боинга». Идут разговоры о создании космической группировки противоракетной обороны…
– В действительности США сегодня фактически отказались от стратегической системы ПРО и концентрируются на региональной противоракетной обороне, которая бы защищала определенные, наиболее важные для Вашингтона объекты и территории. В результате многие американские международные программы по ПРО были заморожены.
И сейчас США не настроены выводить на орбиту космическую противоракетную группировку, поскольку это создает почву для гонки вооружений в космосе и ставит под угрозу уже функционирующие космические спутники Вашингтона. Таким образом, опасности для России при обмене СНВ на ПРО нет.
– Но это сейчас, пока мы не подписали новый Договор под СНВ. А что будет, если мы всё же его подпишем, и когда количество боеголовок заметно сократится? Притом, что у нас, в отличие от США, с возвратным потенциалом хуже…
– В нынешнем положении, даже если у нас останется не более полутора тысяч боеголовок, мы по-прежнему будем чувствовать себя в безопасности. Отталкиваясь от этого, можно договариваться о ПРО и думать о количестве зарядов. Ситуация не простая, но никто не собирается опускаться по количеству боеголовок ниже опасной черты.
– А что будет с американской ПРО в Европе?
– В отношении Европы нам не стоит очень уж сильно нажимать в условиях, когда США и так, по сути, заморозили эту программу. Тем более что в самих европейских государствах, не только в Чехии и Польше, существует сильная оппозиция планам размещения там
Но даже при самом неблагоприятном варианте, если бы ПРО в Чехии и Польше появилась, это не привело бы к катастрофе. Согласно американскому плану, там должны были разместить всего 10 противоракет. Каким образом они могут противостоять всей нашей стратегической мощи?
Да и с другой стороны, по своим техническим характеристикам они не могут эффективно работать по нашим современным межконтинентальным баллистическим ракетам.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.