Спецкор Pravda.Ru Дарья Асламова побеседовала с доктором Имадом Ризком, директором Института стратегических и коммуникационных исследований Ливана (Бейрут). Он рассказал, поддерживает ли "Хезболла" сектор Газа, как Штаты хотят создать новую архитектуру Ближнего Востока, а также когда и как закончится конфликт между сектором Газа и Израилем.
— Чем занимается ваш исследовательский центр и как вы оцениваете конфликт между ХАМАСом и Израилем?
— Центр стратегических исследований, который я возглавляю, специализируется на стратегии, коммуникациях и анализе событий на Ближнем Востоке — деятельности, связанной с политикой, экономикой и кризисом. Кроме того, я пишу еженедельные статьи для ливанских газет. Сейчас мы сосредоточены на том, что происходит на нашей границе и в регионе на фоне кризиса в секторе Газа. Ранее мы фокусировались на Сирии и Иране, палестинских переговорах. Одно из направлений нашей работы было посвящено переговорам по ядерной программе между Группой "5+1" и Ираном. Миссия нашего центра — установить мир на Ближнем Востоке посредством переговоров.
Что касается конфликта между ХАМАСом и Израилем, во-первых, мы не ожидали такой реакции со стороны Биньямина Нетаньяху после событий 7 октября. Возможно, премьер Израиля решил проявить чрезмерную агрессию для спасения имиджа израильской армии. Также реакция Нетаньяху связана с его внутриполитическими проблемами с Яиром Лапидом и желанием вернуть себе власть в Израиле. Нетаньяху начал думать о себе как о спасителе еврейского народа. Аналитики из Израиля и США говорят, что Тель-Авив был готов атаковать Газу и Ливан ещё до 7 октября.
Это была операция палестинского сопротивления, особенно ХАМАСа. Из-за санкций жизнь в Газе стала невыносимой. Я считаю естественной реакцию палестинцев, потому что много десятилетий израильтяне убивали и оказывали психологическое, военное и экономическое давление на палестинцев.
— Некоторые полагают, что Израиль знал, что ХАМАС предпримет какие-то действия. Израиль ждал, пока это произойдёт, чтобы использовать это как повод для нападения на сектор Газа. Это правда?
— Разные источники сообщали, что ХАМАС готовит операцию. Нетаньяху не верил, что они смогут сделать нечто столь серьёзное. Отношения Израиля с Саудовской Аравией и другими государствами могут осложниться. До 500 тысяч палестинцев из сектора Газа раньше работали на израильских фермах, но теперь это сотрудничество разрушено. У Израиля могут возникнуть большие проблемы в экономике.
Более 65% жителей Газы — молодые люди. После 7 октября Нетаньяху устроил для них настоящий геноцид. В будущем отношения между палестинцами и израильтянами станут ещё более сложными. Радикал станет ещё более радикальным, а либерал захочет покинуть это место, потому что здесь невозможно заниматься бизнесом. В Израиле год за годом будут усугубляться проблемы:
Компании, работающие в сфере нанотехнологий, уйдут из региона, поскольку не будут чувствовать себя в безопасности. Борьба за нефтегазовые ресурсы Средиземноморья продолжится, а отношения между соседями будут ухудшаться. Кризис на Западном берегу не утихает, число еврейских поселений там растёт. Увеличится количество насилия и нестабильности на Ближнем Востоке.
Конфликт между сектором Газа и Израилем не прекратится. На одном уровне это будет кризис между Палестиной и Израилем, а на другом уровне — кризис между мусульманами и Израилем.
То есть Нетаньяху создаёт много проблем для будущих поколений Израиля.
— Есть ли у ХАМАСа шанс на победу? Израиль — ядерная держава с большой профессиональной армией, а у ХАМАСа всего этого нет, как нет и хорошего артиллерийского вооружения.
— Шансы обеих сторон не равны с военной точки зрения. НАТО, США, ЕС поддерживают Израиль, привозят ему вооружение. Но кто поддерживает ХАМАС? Только палестинцы. Однако после четырёх месяцев войны Израиль далёк от победы. Его войска не контролируют Газу. Они борются за каждый сантиметр земли, хотя площадь Газы составляет всего 400 квадратных километров, она размером с город.
Я написал статью для газеты, где сравнил Бахмут и Газу. Их объединяет то, что сражения идут в подземельях. Бахмут был очень хорошо подготовлен, но там использовали украинцев, заставляя их воевать, а в Газе люди воюют сами за себя. Когда ты веришь в себя и свою землю, ты сражаешься до конца.
Те, кто воевал в Бахмуте, были приезжими из других мест, поэтому они проиграли. Но те, кто воюет в Газе, сражаются за свою землю и дом.
Кроме того, Нетаньяху родом из Якуда, а основатели Якуда были выходцами из Бахмута и Одессы. Вот в чём связь между событиями в Бахмуте и Газе.
— Перерастёт ли региональный конфликт между ХАМАСом и Израилем в гораздо более масштабную войну между Израилем и Ливаном?
— Если Ливан вступит в настоящую войну, значит, предстоит масштабная операция. Это не просто атаки "Хезболлы" на приграничные цели и не воздушные атаки Израиля на гражданские объекты в Ливане.
Израиль может использовать на войне высокие технологии, но и "Хезболла" впервые после 2006 года получила много новых технологий, в основном это российское оборудование. Например, "Альбуркан" похож на "Катюшу" — он был подготовлен и модифицирован "Хезболлой". Ракеты "Хезболла" получает благодаря войне в Сирии и чёрному рынку. Они уже четыре месяца применяют их против израильских танков "Меркава".
Это напоминает 2006 год (время войны между Израилем и Ливаном), когда российская техника в сражениях победила технику НАТО.
В сегодняшних боях мы видим российскую технику против американо-израильских технологий. Это похоже на непрерывную войну, ведь в Сирии тоже американцы воевали с Россией. А потом Россия воспользовалась своим опытом в Сирии для борьбы с НАТО на Украине.
Это всё одно поле боя — Сирия, Украина и Южный Ливан.
На этом поле боя задействованы советская, российская, американская и натовская техника. Используют искусственный интеллект, космические и авиационные технологии. Нетаньяху и американцы хотят испытать свои технологии в бою. Они хотят убить всех палестинцев, уничтожить Газу, а также протестировать своё оборудование на поле боя в Газе и на ливанской границе.
— Сейчас идёт битва между коллективным Западом в лице США, Евросоюза и Великобритании, с одной стороны. С другой стороны — Россия. Конфликты в Сирии и на Украине, а теперь в Ливане и Газе — это та же битва между коллективным Западом и Россией.
— Это непрерывная война. Американцы хотят извлечь выгоду из этой войны, в том числе продавая и используя оружие. Они также вовлекают Иран в дела Ближнего Востока. В 1991–1994 годах Штаты занимались мирным процессом между Палестиной и Израилем, но при этом никто не хотел учитывать требования Палестины. После 2000 года США стали вмешиваться в дела Ирака и Афганистана. С того момента Палестина начала получать новую военную технику, а американцы стали продвигать сделку с Ираном для урегулирования ситуации на "новом Ближнем Востоке". После 2006 года Штаты хотят создать новую архитектуру Ближнего Востока. Теперь иранцы привозят американцев и британцев в Красное море. Если кто-то нападёт на западные корабли, американцы обвинят Иран. Якобы он поддерживает хуситов и "Хезболлу".
У нас есть два способа общения: поле боя и стол переговоров. Иран выигрывает эту борьбу, потому что ни США, ни Израиль не могут победить ХАМАС, самую молодую организацию. Сейчас между американцами, британцами и хуситами идёт морской бой. Американцы уходят, а хуситы готовы продолжать. США и Израиль не хотят воевать с Ираном, Китаем или Россией. Они просто хотят навязывать всем свою волю посредством переговоров.
Израиль будет другим: он больше не будет "домом мечты" для евреев. Регион проведёт против него военную операцию, и если он проиграет, то навсегда.
Вот почему американцам приходится бороться с "Хезболлой" и Ираном. Ливанские бойцы сопротивления сражаются не за Ливан. Они борются за изменение баланса между Западом и Востоком, между Россией, Китаем и НАТО-США.
Вот почему мы ожидаем региональную войну. Израиль продолжит атаковать мирное население и Ливан, чтобы обвинить "Хезболлу" в развязывании войны. Я считаю, что через несколько недель операция станет масштабнее, Израиль увеличит количество атак, а Ливан вместе с "Хезболлой" продолжит создавать проблемы для Израиля. В итоге Израиль как ядерная держава объявит себя самым могущественным государством в регионе. После этого они проиграют ХАМАСу, а если они проиграют ХАМАСу, то будет вполне естественно проиграть и "Хезболле", более мощной, оснащённой и подготовленной группировке.
— Все ждали, что "Хезболла" откроет второй фронт против ХАМАСа, но официально этого не произошло. Как вы это объясните?
— С самого начала "Хезболла" заявила о своей поддержке Палестины — моральной, но не военной. Это заявление должно было оказать военное, экономическое и политическое давление на Израиль. Не "Хезболла" начала эту войну. Да, наша земля оккупирована, но это обсуждалось. "Хезболла" поддерживает палестинское сопротивление на Западном берегу в секторе Газа. Господин Хасан Насралла сказал: как только Израиль прекратит операцию в секторе Газа, мы остановимся и объединимся с палестинцами против израильского проекта.
Израиль планирует переселить палестинцев за пределы Газы — в Египет или другую страну Африки.
Ходят слухи, что они хотят отправить в Ливан 300 тысяч человек. При посредничестве Египта Тель-Авив предложил это Чаду, Ливии и другим странам.
Израиль совершает геноцид палестинцев в Газе. Более 100 тысяч человек погибли и более 600 тысяч получили ранения. У людей огромные социальные проблемы, в том числе связанные с медициной, нет еды, питьевой воды и электричества. Там невозможно жить.
Читайте также: Спецкор Pravda.Ru Дарья Асламова из Ливана — о "локальной войне", уничтожающей народы
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.