В эти дни по всей стране отмечают 100-летие легендарного летчика, трижды Героя Советского Союза и одного из лучших асов Второй мировой войны Александра Ивановича Покрышкина. 550 боевых вылетов и более 50 сбитых самолетов противника, создание новых приемов воздушного боя и обучение нескольких десятков первоклассных пилотов - все эти заслуги обеспечили Покрышкину мировое признание. Даже в стане противника.
Владимир Савичев, научный сотрудник Центрального музея ВВС РФ: "Он не гнался за счетом сбитых самолетов. Вот они сбили в бою пять самолётов, он говорит: "По одному самолёту записать всей группе". Вот такие были случаи. Потому что там бой был такой, что все стреляли и в результате сбили пять самолётов".
Прославленный ас мечтал о полетах с детства. И готовиться к покорению неба начал ещё в школьном возрасте. Стремление учиться и совершенствоваться не покидало его уже и тогда, когда Александр Иванович уже был признанным мастером.
Владимир Савичев: "Он постоянно изучал характеристики немецких истребителей, сравнивал их с нашими истребителями, находил слабые стороны у нас, слабые стороны у "Мессершмитов"... И обнаружил, что, да, на высотах наши превосходят, на вертикалях, а на горизонталях, на виражах, наши уступают. Поэтому он всегда стремился вести бой на вертикалях. И учил своих молодых. Он завел тетрадочку и писал все замечания - как провел летный день, как провел летные бои. К нему приходят в комнату, где они отдыхали, а он что-то пишет... Ему говорят: "Ты, что, писателем хочешь стать". А он отвечает: "Я хочу никого не потерять завтра..."
К воздушному бою Покрышкин подходил со страстью ученого, близкого к очередному гениальному открытию. И в этой науке он также был на высоте. Недаром, его учебник "Тактика истребительной авиации" был настоящей библией для многих пилотов.
Владимир Савичев: "У него формула боя была "высота-скорость-маневр-огонь". Всегда стремился на высоту, чтобы с высоты, имея запас скорости, атаковать сверху ведущего, с первой атаки сбить его, внизу проскочить, по возможности сразу второго снизу... И этим самым он и добивался..."
Впрочем, нельзя сказать, что все идеи Покрышкина принимались командованием. Он постоянно нарушал инструкции по безопасности, зачастую ведя бой на грани потери сознания. И в какой-то момент даже попал в серьезную опалу.
Владимир Савичев: "Дошло до того, что его в 42-м году вывели за штат, как бы за нарушения, исключили из партии, дело передали в трибунал. Его выручил комиссар полка Погорелов. Когда он пришел из госпиталя и узнал... "Да у него 400 боевых вылетов, 20 сбитых, он продолжает воевать успешно, а вы его под трибунал?"... В общем, выручил его, вытащил, так сказать, из под трибунала".
Естественно, что только авиацией интересы Александра Ивановича Покрышкина не ограничивались. Он очень любил искусство, и прежде всего - театр. А во время войны после каждого удачного воздушного боя знаменитый ас со своими однополчанами устраивал мини-концерт.