"Россия не должна возвращать смертную казнь, если хочет быть частью Европы"

В Российской Федерации до сих пор действует мораторий на смертную казнь. Однако, сама норма о лишении преступников жизни осталась в национальном законодательстве России. Но оно обладает меньшей правовой силой, чем Конституция и международные договоры, поэтому высшая мера наказания не может быть исполнена. Почему Россия не откажется от моратория и не вернет смертную казнь?


Сергей Пашин, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека: «Прежде всего, в 1996-м году президент Ельцин издал указ о поэтапном сокращении применения смертной казни. И Конституционный суд лишь продолжил эту тенденцию. Не расстреливают у нас с августа 96-го года, в том числе, благодаря комиссии Приставкина. В Европе смертная казнь практически нигде не применяется. И есть страны, где смертная казнь в законе сохранилась, но ни один судья не применяет эту норму. То есть, если Россия хочет быть частью Европы, Россия должна отказаться от смертной казни. Тем более, что насильственные преступления, такие, как убийство, тяжкий вред здоровью, все чаще сокращаются год от года».


Парламентарии не раз предлагали отменить мораторий на смертную казнь в качестве наказания за такие преступления как терроризм, заказные убийства и попытки захвата власти вооружённым путём. Почему же российское государство не рассматривает отмену моратория на высшую меру наказания для таких тяжких преступлений?


Сергей Пашин, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека: «Это вопросы надежности судебной системы. Наша судебная система малонадежна, во-первых, а во-вторых, террористов мы не можем казнить, потому что у террористов в 2008 году отняли суд присяжных, а 20-я статья конституции предполагает, что нельзя вынести смертного приговора без суда присяжных. Кроме того, правовая позиция Конституционного суда, из соображений равенства, препятствует вынесению смертные приговоры, если даже хотя бы в одном регионе суда присяжных нет, а у нас нет ни в Крыму, ни в Севастополе, и будет только в 2018 году. Вот, может в это время и стоит обсуждать этот вопрос».