Напряжение между Россией и её ближайшими соседями всё интенсивнее препарируется СМИ. Обвинения премьера Украины Яценюка в адрес Советского Союза заставляют украинцев ненавидеть своё прошлое. Польский министр Схетына стремится подчеркнуть непричастность русской истории к Польше. А еврейская община Чехии настаивает на гордой независимости в вопросе Освенцима. Как неосторожные высказывания отдельных политиков ложатся в память целого народа?
Кирилл Андерсон, доцент факультета политологии МГУ: «Как правило, в этих ситуациях чем сенсационнее заявление - даже если они совершенно невежественно, неправильно, лживо - тем охотнее оно воспринимается публикой. Один из пропагандистов XX века, а именно Геббельс, говорил: «Чем страшнее, чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят».
Что можно сделать, чтобы Чехия, Украина и Польша полюбили наконец Европу и Запад из любви к «цивилизации», а не из ненависти к России?
Кирилл Андерсон: «Имеется способ борьбы с фальсификациями - это создание собственной истории. Причем здесь важен не только материал, а важна форма подачи. Потому что от этого зависит восприятие. Потому что если говорить скучным языком учебников, мало кто воспримет. Поэтому история должна быть не просто правдива, но еще и живо изложенная»