Вряд ли в истории современной России проблема детей-сирот привлекала к себе больше внимания, чем в последние месяцы. Обсуждение "Закона Димы Яковлева", лишившего граждан США права на усыновление российских малышей, не прекращается и даже стало поводом для очередной оппозиционной акции в Москве. Сторонники же скандального законопроекта уверены: он значительно улучшит положение сирот. По мнению же детского омбудсмена Павла Астахова решение проблем с усыновлением невозможно без создания специального федерального агентства. Он полагает, что новое ведомство поможет навести порядок в этой сфере.
Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка в РФ: "Вы в среднем собираете документы 4-6 месяцев для того, чтобы стать приемными родителями. Эти процедуры должны быть упрощены. Не для того, чтобы просто раздать детей, а для того, чтобы люди, которые уже прошли тесты, уже зарекомендовали себя как добросовестные приемные родители, не мучились в бюрократических коридорах, собирая эти справки. За них это всё должны собрать".
Одной из задач агентства, считает Павел Астахов, должна стать и защита уже усыновленных иностранцами детей для того, чтобы предотвращаться те страшные трагедии, которые случаются с ними за рубежом.
Павел Астахов: "Я видел счастливые американские семьи, которые действительно брали детей-инвалидов. Это было, у них есть такое понятие миссии своей. Но в то же время, у меня есть информация, полученная от прокуратуры, Департамента юстиции США, о расследовании дел об извращенцах, которые, я уже рассказывал, пытали 11 мальчиков-инвалидов, сирот, усыновленных в России. Семья Шмиц издевалась так, что у прокуроров американских волосы дыбом вставали, когда они нашли на заднем дворе 11 могил выкопанных. Дети сами себе выкопали могилы".
Впрочем, оптимизм Павла Астахова разделяют отнюдь не все.
Николай Сванидзе, журналист: "Идея все важные жизненные проблемы решать путем создания бюрократической структуры, которая будет этими проблемами заниматься - это позиция ложная. Потому что новое министерство - это, конечно, очень приятно, потому что деньги туда будут идти очень большие. Я думаю, что деньги, которые идут, так или иначе, на сирот, пойдут на это министерство. Это классический, наш, родной, способ решения проблемы. Есть проблема - создать структуру. Я понимаю, что у господина Астахова сейчас проблемы имиджевого своейства, после принятия "антимагнитского закона", но мне кажется, что он эти имиджевые проблемы пытается решать крайне неудачно".
Кстати, предложение Астахова все еще не нашло поддержки и в правительстве. По крайне мере в Минфине пока не готовы потратиться на "сиротское министерство". А пока чиновники решают судьбу еще не созданного агентства, 650 тысяч детей ждут, когда же проблема усыновления будет решаться не только запретом для иностранцев, но и максимальным облегчением этой процедуры для российских граждан.