Рассказ писателя и научного журналиста Владимира Губарева о единственном в мире подземном заводе, где производился плутоний для ядерного оружия.
Будет несправедливо, если мы не упомянем об одной страшной, неприятной странице в истории комбината и города. Речь идет о лагерях, которые располагались здесь.Есть прекрасный писатель и историк Сергей Кучин. Он написал ряд книг, посвященных, в частности, и заключенным. Что греха таить, когда комбинат планировался, то большая роль отводилась тем людям, труд которых был в то время в СССР бесплатным. Это были заключенные.Впрочем, не нужно думать, что основная часть работ на строительстве комбината легка на плечи заключенных. Это не так. Основной груз лег, как всегда было в Атомном проекте СССР, на военных строителей.
Их сразу здесь появилось около тридцати тысяч. Они выполняли все самые сложные и трудные работы, особенно в тех случаях, когда требовалась высокая квалификация. Напомню: тоннели прокладывались и полости создавались в скальных породах в основном с помощью взрывчатки. Кто же доверит ее заключенным?!СНХ из МузеяВ 1954 году в лагерях здесь работало 24 тысячи человек. После смерти Сталина по амнистии половина из них была выпущена на свободу. А вскоре в районе закрытого города «Красноярск-26» не осталось ни единого лагеря. Заключенные были отправлены в другие места заключения, находящиеся далеко от этих мест.Впрочем, несколько человек из бывших заключенных остался жить и работать в городе. Это были специалисты высокой квалификации, ну и, конечно же, те, кто был полностью амнистирован.