Антироссйиские настроения стали настоящим трендом среди многих стран бывшего СССР - особенно в Прибалтике. А возглавляет своеобразный «марш против Москвы» глава Литвы Даля Грибаускайте. Фактически, она сделала русофобию основой своей международной, да и внутренней политики. «Если не остановить Россию на Украине, то агрессия может распространиться по Европе», "Россия - это террористическое государство», - видимо, будь её желание, Даля Грибаускайте с большим удовольствием бы внесла в гимн Литвы. А начиналось ведь всё совсем иначе...
Образование нынешний президент прибалтийского государства получила в Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова. Более того, по заявлениям литовских журналистов из телепередачи «Последняя инстанция» частного телеканала ТВ-3 , которые посвятили неизвестным страницам её жизни специальный выпуск, обучалась там вместе с известными российскими политиками - Алексеем Кудриным и его советником по экономике Андреем Илларионовым . И проявляла себя прежде всего в качестве «общественника», возглавляя профсоюз студентов, выпуская стенгазету, не стесняясь обличать агрессию НАТО против СССР - вероятно, в тех же самых выражениях, которые она сейчас использует, клеймя Россию.
Именно подобное начало карьеры и послужило для противников Грибаускайте поводом для обвинений в сотрудничестве с советскими спецслужбами. Что и немудрено - для прикосновения к элите это был один из основных методов.
Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ в отставке: «У комсомольцев существовало несколько психологических типов. Значительная часть ребят, которая приходила в комсомол это были истинные романтики, которые хотели сделать жизнь лучше. А были люди, которые хотели сделать жизнь лучше для себя. И вот эти приспособленцы в последующем начали очень быстро занимать ключевые посты, как в комсомольских, так и в партийных органах. Я хочу сказать, что очень часто такие люди выращивались в стенах Высшей московской комсомольской школы, да и в общем-то в других комсомольских партийных школах, где получение дополнительного партийного образования, именно партийного, оно было бы принципиально важным. И последующие события, особенно в связи с изменением социального строя, в связи с распадом Советского Союза показали, что как раз вот эта категория приспособленцев очень быстро перешла на противоположную сторону. Таких людей обычно называли ренегаты. То есть люди, которые отступают от своих убеждений и от своих принципов. Но, если честно говорить, то наверное у этих людей и принципов-то не было. У них был один принцип, каким-то образом оказать наверху и получать от этого большое удовольствие».
Совмещать приятное с полезным нынешний президент Литвы действительно любила. Так, все те же журналисты телеканала ТВ-3, выяснили, что в советское время у неё было на удивление много зарубежных поездок, более того, даже была руководителем групп, которые всё-таки проникали за «железный занавес». Видимо, тогда никаких мыслей об «агрессии Москвы» против Европы её не посещали. Впрочем, и это вряд ли может вызывать хоть какое-то удивление.
Андрей Молчанов, член президиума организации «Офицеры России»: «Ну, насчет там всяких ахов и охов по поводу того, как видоизменился литовский премьер и дескать перекрасился в махрового врага России из бывшего комсомольского советского деятеля, я думаю, что это как раз процесс совершенно закономерный, поскольку достаточно вспомнить, что из себя представляли прибалтийские страны в долгие периоды. Это была буферная зона между Европой и Российской Империей. И то население, которые эти страны обихаживало, оно преисполнилось в итоге обыкновенной такой обывательской, мещанской, мелкобуржуазной философией. И все это общество, все эти прибалтийские страны этой философией были всегда пронизаны в общем-то. Они отвергали, несмотря на всю эту советскую власть все российское, а в период когда гремели коммунистические лозунги и был комсомол, то в комсомоле находилось две силы. Первая сила это было стадо, покорное всем эти лозунгам и дисциплинированно платившие все эти взносы и были довольно ушлые молодые люди, которые себе строили карьеру, понимая, как выживать».
«Искусству выживать» Даля Грибаускайте тоже обучилась прекрасно. Так, о её юности неизвестно практически ничего, она тщательно сторонится даже своих родственников - широкую огласку получил скандал с её братом, живущим практически в нищете, которого не пустили даже на порог администрации президента. Видимо, действительно, ей есть что скрывать. К примеру - тайну её происхождения: имя её отца, Поликарп, вызывало сомнения в литовских корнях будущего президента. Да и слухи о его работе на НКВД вряд ли бы добавили популярности госпоже Грибаускайте. Трудно будет представлять из себя пламенного борца с»новым Сталиным», как она называет президента России Владимира Путина, с реющим словно красный флаг комсомольским прошлым за спиной.
Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ в отставке: «Заявления многих политических деятелей, которые прошли комсомольскую партийную школу, которые сегодня так сказать занимают ключевые посты меня не удивляют. Потому что, в принципе, как раз та категория романтиков она так и не пробилась на самый верх. На самый верх пробивались карьеристы или люди, которые пытались извлечь выгоду из своего социального, общественного положения, из того образования, которое они получали. И самое главное, они делали карьеру руками своих единомышленников, тех людей, которыми они руководили. На какой-то период время они выделились из этой массы, потом от этой массы оторвались и естественно вышли в самостоятельное плавание и стремясь уничтожить память об прошлом через критику этого прошлого, через критику и осуждение. А очень часто опускались до самых таких низменных обвинений в адрес людей, которые еще вчера так сказать сидели с ними за одной партой, а может быть ходили на одни и те же комсомольские собрания. Это особая каста людей, она в общем-то достаточно часто мимикрирует и по большому счету меня это не удивляет, потому что среди нынешней элиты очень много таких людей».
Желание сохранить тайну своей юности даже позволило Дале Грибаускайте поступиться принципами европейской демократии, сторонницей которой она так старается казаться. Ведь упоминавшийся нами выпуск передачи «Последняя инстанция», посвященный темным пятнам её биографии, так и не вышел в эфир. Её автор, журналист Рута Янутене, заявила, что Литва возвращается «во времена Брежнева». Да, и неудивительно, ведь - ведь героиня её расследования родом как раз из тех самых времен».