Сможет ли Украина сохранить единство или же её ждёт распад? Об этом и многом другом в прямом эфире видеоканала Pravda.ru говорим с историком Александром Дюковым.
Александр Дюков: "Покровский говорил, что история - это политика, обращенная в прошлое. А на самом деле, смотря на сегодняшний день, мы, как историки, можем видеть уникальные лаборатории, на которые можно смотреть и понимать, как было в прошлом. Вот, когда мы сейчас смотрим на события на Украине, мы можем увидеть целый ряд очень важных вещей, которые помогают нам в понимании событий прошлого. Эти события помогают лучше понять массовые погромы 41-го года во Львове, например, как они начинались, какой был механизм. Мы сейчас видим схожие процессы в реальности. Мы их видим сейчас в реальном времени. И можем вычислить какие-то вещи, которые помогут нам в понимании прошлого. Так, что политика - это инструмент. Анализ современной политики, анализ современных исторических процессов политических - это инструмент, который может быть использован историком в его академической работе.
Мы сейчас совместно с нашими польскими коллегами готовим сборник, статей польских, украинских, российских авторов по волынской резне. Волынская резня - это события 43-го - 44-го годов, когда на территории Волыни, на территории Западной Украины. Сначала на Волынской области и на территории Галичины происходило массовое уничтожение, проживавших там поляков. И поляков уничтожали формированиями организации украинских националистов, украинской повстанческой армии, бандеровцами. И в рамках этой резни за, буквально, год-полтора, было уничтожено несколько десятков тысяч мирных жителей. Это были женщины, дети, старики, это были польские колонисты. Это были мирные жители. Соответственно поляки достаточно часто польские историки говорят о том, что убитых, число убитых доходило до 200 тысяч.
Но это, скорее всего, несколько преувеличенные данные. Заслуживающие доверия источники и историки, которые занимались специально именно вопросом численности убитых во время Волынской резни, говорят где-то о 60 тысячах. Это огромное число. И сейчас силы, национал-радикальные силы, которые мы видим в Киеве, которые ворвались буквально в украинскую политику, «Правый сектор», основанный на организации, которая между прочим так и называется «Трезуб, имени Степана Бандеры», «Свобода» - эти организации возводят свою идеологию и политическую генеалогию к именно УПА Бандеры. И если они сами себя считают наследниками УПА Бандеры, если, например, Дмитрий Ярош - лидер Правого сектора, говорит о том, что они будут проводить политику по отношению к национальным меньшинствам, которая была в свое время сформулирована Бандерой. То, наверное, какая-то здесь взаимосвязь есть. Мы не можем отрицать, что если человек становится в один ряд с каким-то историческим явлением, мы не можем говорить, что он с ним абсолютно не связан".